Кино столбит места на улицах разбитых фонарей

В настоящее время в Петербурге снимают около 25 фильмов и сериалов. Если бы за все дворцы и улицы, на которых идут съемки, киношники платили так, как они должны это делать, бюджет города и некоторых компаний увеличился бы в несколько раз.

<BR><BR>В настоящее время в Петербурге снимают около 25 фильмов и сериалов. Если бы за все дворцы и улицы, на которых идут съемки, киношники платили так, как они должны это делать, бюджет города и некоторых компаний увеличился бы в несколько раз.<BR>Однако в мире кино все очень условно, бизнес идет исключительно на условиях личной договоренности и строится по принципу "все индивидуально". Индивидуально настолько, что даже распоряжение губернатора о том, что съемки в исторической части города осуществляются за плату, каждым истолковывается по-своему.<BR><BR><B>Сколько стоит улица</B><BR>За границей съемки любого фильма взяты под контроль и платить приходится даже за пользование улицей. Съемки "Брата-2", как известно, проходили в Чикаго. В США есть фирмы, которые только и занимаются тем, что пропагандируют свой город как место съемок. У них, как правило, есть необходимые разрешения, и они их продают. Стоимость одного съемочного дня в Чикаго, по словам Сергея Сельянова, составляет $25. Лос-анджелесские просторы оцениваются в $40. "Для сравнения: наша студия готовится снимать короткометражку, для которой необходимы съемки в Узбекистане. Ташкент запросил у нас за 10 съемочных дней $2 тысячи", -- констатирует Сергей Сельянов.<BR>У нас все пущено на самотек. Как сообщил и.о. директора киностудии "Ленфильм" Андрей Зерцалов, "есть положение "О проведении съемок в историческом центре города". Эти вопросы относятся к компетенции районных администраций". Но, как рассказывают директора картин, в большинстве случаев никто не только не взимает денег за съемки на улице, но и разрешение спрашивают крайне редко.<BR><BR><B>Индивидуальный подход</B><BR>Обычно в полнометражном фильме насчитывается не менее 20-22 мест, где снимается законченная сцена. Сериалы используют 15-18 объектов. Больше всего снимают в интерьерах музеев и дворцов. Излюбленные места кинематографистов в Петербурге -- Дом ученых с его старинными интерьерами, Капелла, Дом писателей, Елагин дворец... В среднем по городу один съемочный день во дворце стоит $3-5 тысяч. Впрочем, как уже было сказано, единой тарифной сетки на аренду исторических площадей не существует и в большинстве случаев вопросы с оплатой решаются благодаря личным связям, обаянию и званиям (или их отсутствию) режиссера. Плюс ко всему принимающая сторона вполне может отказать в съемках по идейным соображениям. Директор ГМЗ "Петергоф" Вадим Знаменов изначально был против того, чтобы эпизод "Идиота" снимался у летней резиденции Николая I в Петергофе, объясняя это несовместимостью императора и писателя Достоевского.<BR>А вот иностранцам, что называется, спуску не дают. Говорят, что за день съемок "Анны Карениной" с Софи Марсо в заглавной роли Исаакиевскому собору заплатили $7 тысяч.<BR><BR><B>"Идиотский" подъезд</B><BR>Поиском натуры, то есть мест для съемки определенной сцены или эпизода, занимаются художник или директор картины. Работа, по словам профессионалов, адская. "Для съемок одного эпизода в фильме "Идиот", который сейчас снимает Бортко, нам понадобился подъезд. Искали мы его очень долго -- облазили всю Петроградскую сторону, Васильевский остров, район Галерной, искали возле Кировского театра... Выглядело это примерно так: мы подъезжали на улицу, выходили и начинали прочесывать каждый подъезд каждого дома. В результате нашли нужный нам подъезд на 20-й линии В.О. -- абсолютно невероятный, "достоевский". Правда, в фильме этот подъезд покажут в течение секунд 10-15", -- рассказала заместитель директора кинокартин Мария Тарасова.<BR><BR><B>Полезные площади</B><BR>По словам профессионалов, самое дорогое съемочное место Петербурга -- Эрмитаж. "При съемках на Дворцовой площади возникает проблема: кому оплачивать -- администрации Центрального района или Эрмитажу. Кстати, дирекция Эрмитажа чутко следит, чтобы ни один краешек их здания не попал в кадр, если оплаты не произведено", -- сказал Андрей Зерцалов.<BR>В петербургских отелях, клубах и гостиницах плату за съемки не берут. "Мы разрешаем снимать бесплатно, но, как правило, очень коротко, поскольку мы -- отель и киношная суета не должна вызывать неудобств для наших гостей. Так что если съемки и происходят, то в ночное время", -- говорит директор по связям с общественностью отеля "Коринтия Невский Палас" Наталья Белик.<BR>На перспективу работают и в Гранд Отеле "Европа". "В основном у нас снимают документальные фильмы о Петербурге или истории отеля, и мы, как правило, выбираем партнерские отношения. Вот, например, немецкая компания снимала репортаж о работе нашего шеф-повара Энгельберта Гамсриглера -- как он шел на Кузнечный, выбирал продукты, готовил русский стол, накрывал и так далее. Люди потом специально из Германии приезжали к нам, чтобы познакомиться с нашим шеф-поваром", -- поведала PR-менеджер ЗАО "Гранд Отель "Европа" Снежана Замалиева. (В.К.)