00:0012 августа 200200:00
11просмотров
00:0012 августа 2002
Проблема лояльности персонала актуальна не только для отношений работник-работодатель, но и для безопасности бизнеса в целом. Бессилие работодателей перед сотрудниками, совершившими проступки или злоупотребления против собственной компании, вынудило петер
<BR><BR>Проблема лояльности персонала актуальна не только для отношений работник-работодатель, но и для безопасности бизнеса в целом. Бессилие работодателей перед сотрудниками, совершившими проступки или злоупотребления против собственной компании, вынудило петербургских предпринимателей создать специфическую информационную базу.<BR>Идея создания информационной базы "Ресурсы лояльности" возникла в 1999 году. Изучив опыт западных стран, специалисты ООО "Агентство исследования и предотвращения мошенничества" пришли к выводу, что отечественный бизнес также нуждается в подобном информационном массиве.<BR><BR><B>Последствия</B><BR><B>безнаказанности</B><BR>Для российских компаний типичны ситуации, когда работодатели не могут или не хотят уволить проворовавшегося работника по соответствующим статьям. Не могут -- когда нанесенный ущерб слишком мал (хищения на сумму менее 5 МРОТ, согласно новому Кодексу об административных правонарушениях, таковыми не считаются) или недоказуем (как это зачастую бывает в случае торговли коммерческой информацией). Не хотят -- когда ущерб и велик, и доказан, но компания блюдет репутацию и не хочет "светиться" перед правоохранительными органами.<BR>Обычно в случае совершения "внутреннего" преступления пострадавшая компания подходит к наказанию провинившегося сотрудника неформально. Чаще всего его увольняют по собственному желанию (статья 80 Трудового кодекса), реже -- в силу утраты доверия (п. 7 статьи 81 ТК). При этом информация о "проштрафившемся" работнике дальше стен пострадавшей компании не выходит, и "опасный кандидат", ощущая собственную безнаказанность, устраивается на работу в другую компанию.<BR>По данным Ассоциации сертифицированных экспертов по мошенничеству (ACFE), в соответствии с мировой практикой 58% известных случаев мошенничества и злоупотреблений совершены служащими, 30% -- менеджерами, 12% -- топ-менеджерами и собственниками. "Потери российских предприятий от мошенничества своих же сотрудников составляют в среднем 4-6% от прибыли", -- добавляет к этой статистике генеральный директор ООО "Агентство исследования и предотвращения мошенничества" Игорь Чумарин.<BR>Перечень проступков, совершаемых работниками против компаний, широк и разнообразен: от банального воровства до перехвата менеджерами управления у собственников, от торговли коммерческой информацией до продажи подчиненных подразделений, от мошенничества с денежными средствами до умышленного банкротства компании.<BR>По мнению Игоря Чумарина, во избежание подобных ситуаций работодателям имеет смысл обращаться к сведениям информационной службы "Ресурсы лояльности". База постоянно пополняется, сегодня в нее занесены более 7000 субъектов по Петербургу и Ленобласти (с указанием ФИО, занимаемой должности, проступка и нанесенного ущерба).<BR><BR><B>Психологический момент</B><BR>По мнению Игоря Чумарина, база "Ресурсы лояльности" -- альтернативное наказание провинившегося работника. "Смысл базы в том, что человек должен понимать: если он вор -- об этом узнают", -- комментирует он. Почти все сотрудничающие с Агентством компании публично оповещают свой персонал о том, что провинившиеся работники могут попасть в такую базу. Это действует как профилактика, в ряде случаев отмечен спад правонарушений.<BR>Заместитель генерального директора по персоналу АОЗТ "Завод "Стройфарфор" Елена Чернова воспринимает базу "Ресурсы лояльности" как одну из комплексных задач кадровой политики. "Для нашей компании существование подобной информационной базы -- скорее психологический момент. Сообщение о том, что заключено соглашение, на основе которого мы информацию о совершенных проступках передаем дальше, действует на работников лучше, чем угроза увольнения по статье", -- уверена она. В штате завода -- порядка 750 человек, и в основном проверяют складских и коммерческих работников, а также руководящий состав.<BR><BR><B>Информация</B><BR><B>для размышления</B><BR>Основной источник пополнения базы -- информация от компаний, с которыми сотрудничает ООО "Агентство исследования и предотвращения мошенничества". Компании-абоненты, заключившие с агентством договор, и предоставляют, и получают информацию. Круг этих компаний обширен: от торгово-заку-<BR>почных до финансовых структур.<BR>Принципиальный для "Агентства исследования и предотвращения мошенничества" момент -- информация не принимается по телефону либо анонимно. При заключении договора сотрудник агентства выезжает в компанию и беседует с директором, менеджером по персоналу или начальником службы безопасности. Ответственность за объективность информации несет работодатель.<BR>Один из факторов объективности -- заполненная рекомендация, в которой записано, что содержащиеся сведения "не являются абсолютным утверждением описываемых нарушений".<BR>В ряде случаев компании-абоненты готовы раскрыть более подробную информацию для заинтересованных лиц -- либо напрямую, либо через посредничество агентства. Получение дополнительной информации необходимо для более объективного анализа. Главный специалист службы информационной и экономической защиты группы компаний "Росси" Алексей Гунин сообщил: "Мы разрешаем работодателям обращаться к нам за дополнительной информацией о работниках, попавших в базу".<BR>По словам Алексея Гунина, ГК "Росси" не только использует информационные ресурсы агентства, но и делится своими.<BR>"Мы проверяем всех кандидатов, поступающих в компанию. Их проходит достаточно большое количество, значительная часть -- кандидаты рабочих специальностей. Наша компания -- крупный дистрибьютор и производитель одноразовой посуды и расходных материалов для упаковки, и одно из направлений работы службы состоит в пресечении хищений товарно-материальных ценностей персоналом", -- рассказал он. За 2 года компания заявила в базу пять-шесть печально прославившихся кандидатов.<BR>То, что человек попал в базу, не означает, что его не примут на работу. Работодатель примет информацию к сведению и сделает выводы сам. "База -- всего лишь один из инструментов проверки кандидата", -- подчеркивает Игорь Чумарин.<BR>(З.Д.)