АФИША

"Детоксикация"

<BR><BR>"Детоксикация"<BR>У федерального агента Джека Моллоя (Сильвестр Сталлоне) есть все основания для беспокойства: один за другим гибнут его друзья и бывшие коллеги -- полицейские. Становится ясно, что действует профессионал, орудует не просто маньяк, а один из "бывших", знающий все специальные фокусы -- как замести следы, как уйти от погони. При этом загадочный злодей не просто цинично убивает работников правоохранительной системы, а делает это "с изощренным цинизмом" и "в извращенной форме". Да еще и измывается. Хитроумно подвергает закланию любимую женщину Моллоя и звонит ему по телефону: "Ну как дела, старина? Ты меня видишь? А я тебя да". Тут полицейский боевик прерывается и начинается интермедия -- "спивающийся коп". Моллой опускается: виски с утра, немотивированная агрессивность. Оказывается, что таких, как он -- сорвавшихся полицейских, достаточно. Есть даже специальный центр по их реабилитации -- "детоксикации" -- далеко в снегах, в бывшем ракетном центре. Сталлоне едет подлечиться, и каково же его удивление, когда пациенты-детоксиканты начинают гибнуть при загадочных обстоятельствах.<BR>Тут начинается герметичный детектив плюс фильм ужасов: в закрытом пространстве череда убийств, "убийца -- один из нас". В финале -- традиционная смертельная схватка всеми подручными средствами. Однако в мрачности, неулыбчивости Сильвестра Сталлоне есть нечто подлинное. Он на самом деле такой. Система Станиславского здесь ни к чему. А Сталлоне -- злой, заметенный бурей, припорошенный снегом -- правдив вдвойне. Зима -- вообще честнее лета. В общем, "Детоксикация" -- далеко не классика жанра, но работает.<BR><BR>"Шарлотта Грей"<BR>Уорхол с Раушенбергом плохо старались. Устои можно только потрясти, сломать систему сложней, чем расшатывать ее. Но традиции сильны. Западный "соцреализм" по-прежнему плодоносит и щедро унавоживает собой мировую кинопочву. Время от времени голливудская кинофабрика и ее сателлиты по всему свету выдают настолько стерильный, пастеризованный продукт, что наш телевизионный "Штирлиц" -- и так-то неплохое кино -- предстает вершиной формальных изысков и венцом исторической правды.<BR>Вторая мировая все дальше удаляется от нас в историческом времени и все чаще становится фоном киноповестей и романов. Об исторической правде говорить не приходится -- просто довольно абстрактное романтизированное прошлое, где рвутся снаряды, но торжествует любовь. Героиня Кейт Бланшетт, задействованной в современном популярном кино не меньше, чем Харви Кайтель лет 10 назад, простая честная медичка, которую вербуют английские спецслужбы буквально на улице. "Французский знаешь? Поедешь на континент помогать партизанам". А ей только того и надо -- любимого сбили где-то над вишистским югом, надо бы съездить разузнать, как он там, живой ли. А вот зачем участникам Сопротивления такая помощница -- не совсем ясно. Делу освобождения от нее одни неприятности. Мало того, что надо взрывать мосты и железные дороги, так еще и выручать эту англичанку, выдающую себя за утонченную уроженку города Парижа.<BR>Сами сопротивленцы несколько смехотворны: пиджаки, береты, огонь во взоре. Так и видишь, что где-нибудь за соседним кустом сидит Альбер Камю и строчит "Постороннего". И ждет встречи с горе-шпионкой.<BR><BR>"Улица наслаждений"<BR>В послевоенном Париже уличная женщина Марион влюбляется в щеголя-мошенника. А в нее саму уже давно влюблен верный оруженосец, любимец всего борделя, выросший в окружении общественных женщин Малыш Луи.<BR>Лысеющий Малыш может и белье постирать, и чемодан поднести, и за булочкой с корицей сгонять. Не может он только доставить счастье любимой женщине и оградить ее от напастей, защитить от бандитских пуль. Но верно служит, спит "на коврике", "стоит со свечкой". Такой вот "идиот", prince Мышкин.<BR>Смотреть эти недострадания мучительно. Патрис Леконт не опровергает старые штампы, не играет с ними, а просто на них зарабатывает, как владелец Диснейленда.<BR>Париж, бордель, несчастные проститутки, каждая из которых мечтает о сказочном принце. Проституцию, конечно, давно пора легализовать. Всякий труд почетен: шахтеры добывают уголь, доктора лечат, депутаты тоже как-то функционируют. Жриц любви можно приписать к шоу-бизнесу. Давайте будем нести искусство людям. Только вот не надо этой романтизации нередкой профессии. Существующей, но не обязательно респектабельной. Милость к падшим хороша, пока падшие не начинают поплевывать на вас сверху вниз.<BR>Органично смотрится в роли феи из бара Летиция Каста -- национальная французская красавица -- первый бюст Республики. То есть какой-никакой сверхсюжет имеется, но в целом если "Улица наслаждений" и прошлогодняя "Амели" представительствуют за хваленое "французское качество", то надо срочно что-то менять. Пусть новые годары и караксы ломают систему. Уже пора.<BR>