"Аварийным" делам до суда далеко

С 1 июля клиенты страховых компаний, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, должны добиваться возмещения ущерба через суд.

<BR><BR>С 1 июля клиенты страховых компаний, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, должны добиваться возмещения ущерба через суд.<BR>Это положение зафиксировано в новом Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), который лишил ГАИ права самостоятельно определять вину участников ДТП и заполнять форму №2, являвшуюся необходимым документом для возмещения ущерба через страховую компанию.<BR>На прошедшей неделе все потенциальные участники ДТП делали вид, что этой нормы не существует.<BR><BR><B>Пенсионеров жалко</B><BR>В настоящее время в Петербурге действует около 100 лицензированных страховых компаний, осуществляющих страхование автотранспорта физических лиц. Часть руководителей этих организаций относится к нововведению скептически. "Начнем с того, что об этом нововведении нигде не заявлено официально, и я узнал о нем от случайных людей. Я в панике, так как отмена формы №2 существенно затрудняет работу страховых компаний. Ведь суды могут длиться месяцами и годами.<BR>С 1 июля у нас пока не было необходимости в форме №2, так как не было обращений по поводу ДТП, но если они последуют, то я не представляю, как мы будем действовать. Я считаю, что это нововведение вызовет возмущение не только руководителей страховых компаний, но и представителей судов, и они, скорее всего, захотят каким-то образом его опротестовать", -- уверен Николай Смелов, начальник отдела страхования автотранспорта ОАО "СК "Русский мир". По его мнению, появление этого нововведения начисто лишает виновника и пострадавшего возможности решить проблему полюбовно.<BR>"Раньше в форме №2 указывался виновник ДТП, мы писали ему письмо, в котором предупреждали, что в случае, если он не захочет возместить ущерб добровольно, мы взыщем c него деньги через суд. Причем в половине случаев виновник отдавал деньги добровольно. Теперь же без суда не обойтись. Зачастую виновниками ДТП являлись пенсионеры, случайно задевавшие иномарку по дороге на дачу. Нередко мы прощали им долг", -- считает Николай Смелов.<BR><BR><B>Нет причин для паники</B><BR>Есть среди руководителей страховых компаний и такие, кто считает появление данного нововведения не более чем недоразумением, которое вскоре благополучно разрешится. Как сообщил "ДП" сотрудник крупной страховой компании Петербурга, пожелавший остаться неизвестным, часть страховщиков Москвы уже обратилась с жалобой к главе ГАИ МВД РФ Владимиру Федорову, и, следовательно, можно ожидать разрешения этой ситуации в скором будущем. Все же клиенты этой компании, пострадавшие в ДТП с 1 июля, благополучно получили свои деньги в соответствии со старой схемой. Сотрудники ОАО "Росгосстрах Санкт-Петербург" считают, что даже если решение о выплате принимается судом, это не значит, что сотрудники ГАИ избавлены от обязанности составлять протокол, копии которого они должны вручать обеим сторонам. По мнению начальника отдела страхования имущественных рисков ОАО "Росгосстрах Санкт-Петербург" Людмилы Лавровой, данное положение нового кодекса противоречит вступающему в силу с 1 июля следующего года Закону "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", который обязывает работников ГАИ составлять протокол.<BR><BR>Ждем-с...<BR>Прочие участники процесса выявления и оформления ущерба от ДТП затрудняются сказать, как новый КоАП повлияет на ситуацию.<BR>"Пожалуй, людям будет труднее получать деньги с виновников ДТП, -- считает Владимир Калакуцкий, исполнительный директор ООО "АЗМ", занимающегося оценкой ущерба ДТП. -- По нашей практике, когда назначается судебная экспертиза, результаты получаются всегда позже, чем в том случае, когда работают независимые эксперты. Хотя, с другой стороны, может быть, оценка станет более объективной. Не секрет, что некоторые оценщики очень тесно "сотрудничают" с ГАИ, инспектора даже рекомендуют их участникам ДТП".<BR>Реакцию на нововведение самих сотрудников ГАИ можно описать только как растерянность. "Пока все осталось так, как было. Дознаватели выезжают, инспектора выдают людям протоколы и форму №2. Мы понимаем, что кодекс очень сырой, что к нему нужны подзаконные акты. Так что ждем разъяснений из Москвы, -- сообщил сотрудник Главного управления ГАИ по СПб и Ленобласти, попросивший не указывать его фамилии. -- В принципе, и раньше аварии, то есть ДТП с тяжелыми последствиями, оформлялись через суд, стороны привлекали к делу адвокатов. Но сейчас количество таких рассмотрений может вырасти тысяч до двух в год. Справятся ли суды?!"<BR>"Мы затрудняемся спрогнозировать, как скоро дела о ДТП будут проходить через суды, поскольку не имеем никаких официальных документов на этот счет. Но, в принципе, 2000 аварий в год -- это не так уж много, если "раскидать" их на 23 районных суда плюс мировых судей, -- считает Илья Питеркин, заместитель начальника судебного департамента Главного управления юстиции по СПб и Ленобласти. -- Наибольшую сложность могут представлять дела с крупным материальным ущербом, но их относительно немного. Скорее всего, когда система будет отлажена, суды будут "аварийные" дела рассматривать довольно быстро, как все административные правонарушения".<BR>"Мы третий день работаем в условиях действия нового Кодекса административных правонарушений и пока не заметили разницы, -- говорит Ольга Борисова, заместитель генерального директора по связям с общественностью АООТ "Третий парк". -- Такое ощущение, что все заняли выжидательную позицию, соблюдают "нейтралитет" и ждут разъяснений".