Валерий Гуткин: "С мусором может справиться только система"

"Экологические проблемы с водой Петербург решает за счет зарубежных стран -- так уж удачно мы расположены. С мусором сложнее. Государство взяло все на себя и с задачей не справляется. Поэтому деньги надо брать с производителей и потребителей", -- считает

<BR><BR>"Экологические проблемы с водой Петербург решает за счет зарубежных стран -- так уж удачно мы расположены. С мусором сложнее. Государство взяло все на себя и с задачей не справляется. Поэтому деньги надо брать с производителей и потребителей", -- считает технический директор ЗАО "Камея" Валерий Гуткин.<BR>"Только в странах ЕС экологические производства, которые включают в себя процессы повторного использования материалов, дают валовую выручку в размере 300 млн евро в год.<BR>В Европе впереди экологических производств стоят лишь информационные, медицинские и фармацевтические технологии. В США экологические производства стали третьим крупным сектором промышленности, обещающим постоянный рост в течение всего XXI века.<BR>Если мы хотим решить мусорную проблему на Северо-Западе, необходим системный подход. Залог успеха в создании "Системы обращения твердых отходов по закону замкнутого цикла (экология -- экономика)". В это понятие следует вкладывать сочетание пяти основных принципов:<BR>1. Схема обращения твердых отходов.<BR>2. Правовое обеспечение.<BR>3. Промышленность по переработке твердых отходов.<BR>4. Государственное регулирование.<BR>5. Общественный контроль (экспертиза проектов, общественные слушания, обсуждение в СМИ).<BR>Попытаюсь их кратко прокомментировать.<BR><BR><B>Схема обращения</B><BR><B>твердых отходов</B><BR>Это результат комплекса исследований -- изучения состава отходов, характерного для нашего региона, источников их образования, а также возможностей сырьевой и энергетической утилизации.<BR>Схема должна быть единой для Петербурга и Ленинградской области, а также являться основой для всего Северо-Западного региона России и включена в стратегический план развития региона.<BR>Основные направления развития экологического устойчивого развития нашего региона должны при этом соответствовать требованиям и квотам ЕС.<BR>Кроме того, должны развиваться системы, направленные на развитие альтернативных систем сбора, обеспечивающих селекцию отходов, так, например:<BR>-- сбор чистосортовых отходов пластмассы, бумаги, стекла, цветного и черного металла. Этот вид сбора за определенную плату через систему приемных пунктов или оптовых баз известен у нас в стране, но, к сожалению, в настоящее время очень ограничен;<BR>-- сбор смешанных отходов одного вида. Имеется в виду, когда в один контейнер собираются, к примеру, только полимерные отходы, картон или стекло и т.д.;<BR>-- сбор смешанных отходов разных видов, подлежащих утилизации. Имеется в виду, когда в один контейнер собираются вместе полимеры, бумага, картон и т.д.<BR>Два последних вида сбора отходов уже практикуются на промышленных предприятиях, но отсутствуют в сфере потребления.<BR>В систему сбора и заготовки вторичных ресурсов должны быть вовлечены территориальные и муниципальные органы через создание небольших по численности, но значительных по количеству муниципальных предприятий по сбору и сортировке разнообразных видов утилизируемых отходов, накопления их на сырьевых оптовых базах и, что очень важно, с привлечением малоквалифицированных работников.<BR><BR>Правовое обеспечение.<BR>Рамочными законами (на федеральном, региональном и местном уровнях) должны быть предусмотрены три формы ответственности.<BR>По схеме обращения отходов -- ответственность исполнительной и законодательной власти (государственное регулирование норм, тарифов, ценообразования).<BR>По образованию отходов в производственной сфере должен действовать принцип "Загрязнитель платит", т.е. должно быть введено экологическое налогообложение на производителя товарной продукции. Оно должно быть дифференцировано, так как затраты на утилизацию зависят: от природы материала, массы, жизненного цикла, вида утилизации и техногенной нагрузки на окружающую среду (категория опасности, стоки, газовые выбросы).<BR>По образованию отходов в сфере потребления должен действовать принцип "Потребитель платит", т.е. должно быть введено экологическое налогообложение на потребителя товарной продукции. Все естественно: более богатые слои общества, потребляющие больше товаров, должны платить больше налогов за их утилизацию. Лучше всего эти налоги вводить непосредственно в цену товаров, тогда часть денег от реализации направляется по приятой схеме в экологические фонды.<BR><BR><B>Госрегулирование</B><BR>Существующие расходы по свалкам лишь условно отражают социальные расходы по внешним эффектам их эксплуатации (загрязнение воздуха, опасность для грунтовых вод, нарушение ландшафта и др.).<BR>Общество платит за это напрямую: через цену здоровья, утраченные ресурсы, а также через налоги, поддерживающие не самую рациональную систему сбора мусора в один контейнер.<BR>Без вмешательства государства повторная утилизация отходов совершается только там, где совокупность расходов по сбору, сортировке и переработке отходов не превышает предельную полезность конечного продукта.<BR>Нынешняя экономика не учитывает в цене товаров затраты, необходимые на сбор (закупку), транспортировку и подготовку вторичного сырья к переработке, а также затраты на экологические технологии по очистным сооружениям для жидких и газовых отходов. Эти экологические затраты настолько велики, что значительно уменьшают эффективность инвестиций в новые технологии, тем самым они становятся малопривлекательными для инвестора.<BR>Для развития мусороперерабатывающей отрасли экологические затраты должны быть компенсированы предприятиям-переработчикам либо за счет средств, полученных от экологического налогообложения, либо за счет размещения госзаказов на производимые из отходов товары. В Тайване и Корее государство платит $1 за 1 кг полимерных отходов. В то время как их стоимость этого сырья составляет $800 за тонну. Вроде бы невыгодно?! Но из этих полимеров делают массу других материалов: синтепон, рубашки и др. И здесь 1 кг изделия стоит уже $4-5.<BR>При таком подходе можно говорить об инвестиционной политике государства, которое регулирует и поддерживает развитие экологических производств".<BR><B>Ваши мнения о мусорной</B><BR><B>проблеме и предложения</B><BR><B>по ее решению присылайте редактору отдела</B><BR>"Мнения и комментарии"<BR>Дмитрию Грозному.<BR>E-mail: grozny@dp.ru,<BR>факс 326-97-01, 326-97-03.