00:0024 июня 200200:00
17просмотров
00:0024 июня 2002
Строительный рынок Петербурга может серьезно пошатнуться в связи с законом, принятым в целом депутатами Законодательного собрания города: документ предполагает, что никакой инвестпроект не может быть реализован без одобрения общественности.
<BR><BR>Строительный рынок Петербурга может серьезно пошатнуться в связи с законом, принятым в целом депутатами Законодательного собрания города: документ предполагает, что никакой инвестпроект не может быть реализован без одобрения общественности.<BR>Речь идет о законопроекте "О порядке информирования о градостроительной деятельности на территории Петербурга и участия населения в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Петербурга". Согласно его положениям, достаточно собрать 30% подписей жильцов против начала строительства любого объекта в микрорайоне, где они проживают, чтобы "зарубить на корню" любые строительные начинания.<BR>Бизнесмены и чиновники Комитета по строительству администрации Петербурга уповают на то, что губернатор наложит вето на данный закон и депутаты не смогут его преодолеть.<BR><BR><B>Как это будет</B><BR>Статьи закона гласят, что проведение общественных слушаний осуществляется при участии городской администрации, органа местного самоуправления, на территории которого планируется начать строительство, потенциального инвестора и жильцов района. Оформление результатов слушаний производится в течение 30 дней после их проведения. В протоколе должны быть зафиксированы принципиальные требования к разрабатываемой градостроительной и проектной документации. Граждане, выступающие против предполагаемого строительства, вправе организовать инициативную группу в составе не менее 20 человек и начать не позднее 45 дней сбор подписей совершеннолетних граждан, чьи условия жизнедеятельности могут измениться в результате начала строительства.<BR><BR><B>У чиновников отобрали право голоса</B><BR>По словам автора законопроекта депутата Алексея Белоусова, необходимость принятия таких мер вызвана объективными причинами. В частности, сейчас в Петербурге существует практика общественных слушаний. На стадии подготовки проекта по застройке земельного участка в "жилой" зоне горожанам, живущим в непосредственной близости с данным участком, дается возможность высказаться. Есть даже распоряжение губернатора №994-р от 14.09.2000, которое как раз и предусматривает проведение общественных слушаний по проекту и учет мнения граждан. Однако депутат Белоусов считает, что нынешние обсуждения -- это чистая формальность. "Чиновники на самом деле полностью игнорируют мнение жителей. Примеров тому достаточно, в частности, история с проектом строительства дома на Каменноостровском пр., 28-32", -- говорит Алексей Белоусов. "Несмотря на то что было собрано 4 тысячи подписей жителей против начала строительства, администрация города все равно принимает решение выделить земельный участок под застройку", -- продолжает Алексей Белоусов. Закон, по мнению его автора, направлен на защиту прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Депутат уверен, что далеко не каждый строительный проект будет вызывать протест со стороны граждан.<BR><B>Уверен в вето</B><BR>Александр Лобанов, первый заместитель председателя Комитета по строительству администрации Петербурга, прокомментировал инициативу ЗС следующим образом: "Тот вариант закона, который мы видели, не поддерживает ни администрация Санкт-Петербурга, ни строительные компании. Я уверен, что губернатор наложит на него вето. Этот документ противоречит здравому смыслу, и последствия его принятия могут быть весьма непредсказуемыми и опасными. Кроме всего прочего большинство положений этого проекта не соответствует законодательству РФ, в частности Градостроительному и Земельному кодексам, в которых сказано: при принятии решения о строительстве того или иного сооружения должны учитываться общественные, частные и государственные интересы.<BR>Интересы государства данным законопроектом не учитываются абсолютно, а отражение общественных и частных интересов неправомерно ограничено".<BR><BR><B>Жильцам нужен план</B><BR>Представители строительных компаний считают закон даже не ограничительным, а запретительным и в один голос утверждают, что ни один нормальный человек не захочет, чтобы рядом с его домом велось какое-либо строительство. Следовательно, при таком положении дел получить пятно под застройку будет крайне тяжело. Принятие подобного закона, как считают представители строительного бизнеса, не что иное, как предвыборная акция парламентариев.<BR>По словам заместителя генерального директора ЗАО "ЛенспецСМУ" Кирилла Вязовского, полагаться при решении вопроса только на мнение граждан несерьезно, поскольку это приведет к торможению градостроительной деятельности. Более того, всегда найдутся лица, которые будут манипулировать мнением граждан из корыстных соображений. "Правильнее было бы проводить работу с депутатами муниципальных образований, поскольку они подходят к вопросу строительстве более профессионально. Граждан можно всегда ввести в заблуждение, к примеру, пообещать им магазин, а построить элитный дом с элитным магазином", -- говорит Кирилл Вязовский. "Если закон будет принят, -- рассуждает он, -- то, конечно, строительные компании будут прибегать к услугам юристов, чтобы решать все проблемы, порождаемые действием данного закона. Кроме того, строителям придется более грамотно организовывать общественные слушания и потратить много усилий на разъяснительную работу среди жильцов и депутатов муниципальных образований".<BR>Строители признают, что сегодня далеко не все решения о застройке того или иного земельного участка Петербурга законны и справедливы по отношению к гражданам, живущим в черте строительства. Но такие безответственные решения принимаются потому, что в Петербурге не разработан новый градостроительный план. Сейчас чиновники ориентируются на градостроительный план 70-х годов, который безнадежно устарел. В результате получается, что земельные участки, которые со всех точек зрения "просятся" под застройку, не указаны в плане либо недостаточно исследованы и не имеют характеристик, а земельные участки, на которых нельзя строить, отражены в плане наиболее полно и отдаются под застройку.<BR>Закон "узаконит"<BR><B>взяточничество</B><BR>На отсутствие нормальных исследований земельных ресурсов города и современного планирования указал и председатель Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин.<BR>По его словам, сегодня любой участник топливного рынка может подать заявку на строительство автозаправочной станции на земельном участке, который ему приглянулся, и получить на это разрешение. Нынешняя система согласований несовершенна. "К примеру, комитет по земельным ресурсам определил, что обременений на участок нет, комитет по градостроительству и архитектуре решил, что АЗС внешний облик города не портит. В результате разрешение на строительство "в кармане", -- говорит Олег Ашихмин, -- но при этом никто не смотрит на строительство с точки зрения развития топливного рынка: нужна ли в этом месте автозаправка, можно ли сделать к ней подъездные пути, достаточно ли она безопасна, какова ее удаленность от нефтебазы и т.д. Для этого нужен городской план развития топливного рынка хотя бы на 5 лет".<BR>Именно из-за того, что отсутствует должное планирование, строительство АЗС, по мнению главы Нефтяного клуба, ведется хаотично и порождает серьезные конфликты с населением. "К примеру, решение о строительстве двух АЗС в Купчино и на Малоохтинской набережной привело к тому, что граждане пообещали взорвать объекты, как только они будут построены, хотя все согласования у инвесторов есть", -- жалуется Олег Ашихмин.<BR>Что касается нового закона об учете мнений граждан и их участии в градостроительной деятельности, то он не только не решит проблем со строительством, но однозначно будет способствовать процветанию взяточничества. "К сожалению, граждане занимают далеко не гражданскую позицию при решении вопроса о строительстве объектов, а смотрят на это с точки зрения личной выгоды, -- рассуждает Олег Ашихмин, -- поэтому в условиях действия нового закона взятки будут нормальным явлением. По всей видимости, в каждом конкретном случае они будут разные. Кому будет и бутылки достаточно, чтобы сказать "да", а кому и квартира потребуется, чтобы не видеть из окна новый объект".<BR>По словам представителей топливного рынка, в настоящее время даже при отсутствии закона для принятия положительного решения о строительстве АЗС на взятки уходит порядка $200 тыс. Закон станет дополнительным средством для взяточничества.<BR>Президент ООО "Корпорация С" Василий Сопромадзе убежден в том, что после появления закона квадратные метры в строящихся домах заметно вырастут в цене. "На это есть две причины. Прежде всего строительным компаниям придется откупаться от недовольных жильцов, и сумма компенсации за моральный ущерб будет гораздо выше $200 тыс.", -- говорит Василий Сопромадзе.<BR>