00:0018 июня 200200:00
22просмотров
00:0018 июня 2002
В этом году участники рынка сетевой торговли буквально соревнуются между собой в рекордных прогнозах собственного роста. Одни обещают утроить объемы продаж, другие -- удвоить число сетевых магазинов.
<BR><BR>В этом году участники рынка сетевой торговли буквально соревнуются между собой в рекордных прогнозах собственного роста. Одни обещают утроить объемы продаж, другие -- удвоить число сетевых магазинов.<BR>По мнению специалистов, такая активизация на сетевом рынке является своеобразной артподготовкой к борьбе за земельные участки и покупателя. По прогнозам, настоящие сражения развернутся через 2-3 года.<BR><BR><B>Еда на первом месте</B><BR>Особенный ажиотаж наблюдается среди торговцев продовольственными товарами. Здесь борьбу за место под солнцем последние год-полтора ведут, по крайней мере, десяток компаний. По численности торговых точек пока никто не может догнать "Пятерочку", которая на сегодняшний день располагает более чем семью десятками магазинов в Петербурге и почти тремя десятками -- в Москве.<BR>"В течение 2002 года мы планируем открыть еще 90 магазинов, доведя общее число наших петербургских универсамов до 106, а московских -- до 72, к концу следующего года в Москве, по нашим планам, должно быть уже 200 "Пятерочек", -- комментирует директор сети магазинов "Пятерочка" Сергей Лепкович. По его словам, в развитие "Пятерочки" до конца 2003 года предполагается вложить около $60 млн.<BR>В начале этого года представители Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР в конце 2001 года приобрел крупный пакет акций "Пятерочки") заявляли о намерении довести к концу 2003 года торговый оборот сети до $700 млн (в 2001 году он составил $200 млн).<BR>По мнению специалистов, коммерческий успех таких предприятий, как "Пятерочка", во многом связан с грамотной логистической политикой: компания вкладывается не только в открытие новых магазинов, но и в строительство собственных грузовых терминалов, которые оснащает современными компьютерными технологиями.<BR>Например, программное обеспечение нового офисно-логистического центра, который "Пятерочка" обещает открыть в этом году на базе ОАО "Завод турбинных лопаток", позволит контролировать все операции товародвижения -- начиная от поставки на склад и заканчивая распределением по магазинам. Новый центр обойдется компании в $6 млн, подобный комплекс предполагается построить и в Москве. Кроме того, недавно "Пятерочка" приступила к внедрению автоматизированной компьютерной системы "Автозакупщик", при помощи которой можно будет закупать партии товаров через электронную почту. Как утверждают в компании, эти нововведения позволят в 2-2,5 раза сократить объем занимаемых складских площадей, почти втрое уменьшить затраты на логистику и вдвое быстрее обрабатывать грузы.<BR>Ближайшие петербургские конкуренты "Пятерочки" -- сети "Копейка" и "Дикси" также набирают обороты. За прошедший год "Копейка" (принадлежит Ассоциации торговых предприятий "Здоровье") увеличила объемы продаж в 2, а "Дикси" (холдинг "Юнилэнд") -- в 3 раза. Оптовый центр "Лента", специализирующийся на супермаркетах cash&carry, собирается в этом году увеличить сеть до 10 объектов. От комментариев по поводу своих дальнейших планов в перечисленных трех предприятиях отказались. Компания "Лиат-Дикси" (несмотря на схожесть названий, к "Юнилэнду" фирма отношения не имеет) намерена вложить около $90 млн в развитие сети из 15 гипер- и супермаркетов под вывеской "О'кей". Первый гипермаркет открылся на днях у станции метро "Озерки", его площадь 11 тысяч м2.<BR><BR><B>Нашествие со стороны</B><BR>Почти одновременно объявили о своих планах по "завоеванию" Петербурга сразу несколько московских и иностранных сетевиков. Например, московская компания ОАО "Седьмой континент" уже в следующем году намерена открыть свой первый гипермаркет в торгово-развлекательном комплексе, который компания строит совместно с АОЗТ "Рубин" на пересечении улиц Марата и Звенигородской (стоимость этого комплекса составит $15 млн). О том, как в дальнейшем будет развиваться петербургская сеть "Седьмого континента", в компании не говорят, заявляя лишь, что этот гипермаркет не последний.<BR>В начале осени текущего года московская сеть "Перекресток" откроет супермаркет на проспекте Просвещения, он будет называться "Шуваловский". Как сообщил пресс-секретарь компании Леонид Белага, в 2002-2003 годах "Перекресток" планирует расширить свою петербургскую сеть до трех-четырех точек. Один из супермаркетов расположится в коммерческом комплексе "Заневский каскад", который строит у метро "Ладожская" ООО ТМПТЦ "Темп". Не исключено, что "Перекресток" займет также часть реконструированных торговых помещений на Московском вокзале (реконструкцию ведет ЗАО "Управляющая компания").<BR>Московская сеть "Патэрсон" (принадлежит компании "Патэрсон Консалтинг Лтд." -- российское представительство ирландской фирмы Paterson Consulting Ltd) собирается в ближайшие 2 года открыть в Петербурге сразу 10 магазинов. Первый стоимостью около $1 млн начнет работать уже в июле этого года на проспекте Большевиков. Второй займет около 3,7 тысячи м2 в торгово-развлекательном комплексе "Сенная", который строит на одноименной площади Коммерческий центр "Питер".<BR>Большой интерес к Петербургу проявляют также ООО "Рамэнка" (учреждено турецкими фирмами, владеет десятком магазинов в Москве) и германская компания METRO Cash & Carry. В ближайшие год-два "Рамстор" планирует построить в одном из "спальных" районов торговый центр стоимостью $30 млн, его германский коллега уже ведет проектирование двух магазинов по $25 млн каждый. "Петербург является для нас окном в Европу. Город географически расположен очень удобно, здесь находятся крупные морские порты, вследствие чего можно организовать доставку импортируемых товаров в Москву через Петербург", -- комментировал свои планы в прошлом году генеральный директор ООО "Рамэнка" Мустафа Саглам.<BR><BR><B>Политика обновления</B><BR>Значительно спокойнее складывается ситуация с торговлей непищевыми товарами -- петербургские сетевики в основном не столько расширяют сети, сколько наращивают площади уже существующих магазинов. По такому пути идет ООО "Дом Лаверна" (компания, объединяющая систему магазинов ЗАО "Лаверна"). Как сообщил директор ООО "Дом Лаверна" Константин Цивин, в этом году предприятие намерено заняться обновлением и расширением площадей своих магазинов. Например, комплекс на Гражданском проспекте, 13, пополнится магазином напольных покрытий по схеме shop-in-shop, торговая точка на Индустриальном, 26, -- отделом светильников, на проспекте Гагарина, 12, откроется отдел ванных комнат. "Кроме того, мы полностью изменим концепцию магазина на Гражданском проспекте, 11, -- целый корпус будет предоставлен одной западной фирме", -- рассказывает Константин Цивин.<BR>Планы Корпорации SELA, которая уже имеет широкую сеть торговых точек в Петербурге, в этом году также будут касаться преимущественно обновления уже существующих площадей.<BR>Магазины, открытые ранее, будут переоборудованы, в них поменяется дизайн. Торговые залы предполагается сделать более просторными. Когда-то модное деревянное оборудование заменят хром и матовое стекло. На сегодняшний день в Петербурге открыто 18 фирменных магазинов и 12 фирменных секций торговой марки SELA.<BR>"Число магазинов, которые мы переоборудуем в этом году, зависит от финансовых возможностей, сейчас мы планируем обновить не менее пяти, но в перспективе это коснется всех наших старых магазинов. В том случае, если сможем найти интересующие нас помещения, будем думать об открытии новых магазинов", -- комментирует вице-президент Корпорации SELA Аркадий Пекаревский. Он также сообщил, что переоборудование одного магазина стоит около $25 тысяч, объем инвестиций в открытие нового магазина составляет порядка $40 тысяч.<BR>Иная политика у ЗАО "Адамант", который активно ведет строительство многофункциональных торгово-развлекательных комплексов, сдавая большую их часть в аренду. В активе компании пять введенных в строй объектов, а также три проектируемых и строящихся комплекса: "Академический" (напротив одноименной станции метро), "Меркурий" (на пересечении улиц Савушкина и Беговой) и "Озерки" (также у станции метро). На возведение этих трех объектов "Адамант" планирует потратить около $35 млн. На днях фирма получила разрешение городской администрации на проведение исследовательских работ на Комендантской площади. Там фирма намерена строить еще один торговый комплекс. Как говорит руководство фирмы, он по своей концепции будет принципиально отличаться от прежних торговых центров. Правда, пока не уточняют -- как.<BR>ООО "Трикотажное объединение "ЛАК" также наращивает мощности за счет нового строительства. Компания построит второй супермаркет одежды PLATO на пересечении улицы Хо Ши Мина и Выборгского шоссе, инвестиции в проект составят не менее $5 млн.<BR>ООО "Максидом" в течение ближайшего года-полутора откроет вдобавок к уже имеющимся двум магазинам еще два -- в Кировском и Приморском районах.<BR>Московские компании "НЭКС" (магазины товаров для дома "Старик Хоттабыч") и "М. Видео" (аудио- и видеотехника) выкупили в этом году бывший административный корпус ГП "Северный завод" (за $3,2 млн) и собираются открыть в нем совместный магазин.<BR>На днях фирма "Ла Макс" (Москва), владеющая мебельными торговыми центрами "Гранд" и "Три кита", получила разрешение на предварительную разработку участка в Приморском районе Петербурга. Компания собирается построить здесь мебельный магазин "Петро-Гранд" площадью не менее 30 тысяч м2 и стоимостью $10-11 млн.<BR><BR><B>Сетевики столбят</B><BR><B>участки</B><BR>По мнению специалистов, одной из основных причин резкой активизации петербургских сетевых торговцев является все более агрессивный интерес к местному рынку со стороны московских компаний. Они, в свою очередь, стремятся успеть запастись стратегическими пятнами, предчувствуя скорую экспансию западных инвесторов. "В Москве земля, во-первых, дороже, во-вторых, она дефицитна. Поэтому сейчас московские и питерские сетевики стараются застолбить перспективные участки и объекты, готовясь к скорому нашествию Запада. Через 3-4 года, когда все места будут заняты, начнется настоящая война за рынок, причем иностранным компаниям, не сумевшим вовремя получить пятна, придется перекупать наши места", -- считает президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.<BR>При этом петербургские сетевики считают, что москвичи переоценивают покупательную способность жителей Северной столицы. "Они рассчитывают на то, что содержимое кошелька среднего петербургского покупателя в 5 раз меньше, чем у московского, а надо исходить из расчета один к десяти", -- считает руководитель одной из крупных сетевых компаний.<BR>Многие сетевики, как предполагают специалисты, сейчас скупают участки с расчетом на то, чтобы потом их подороже перепродать. В этом смысле Петербург выгодная стратегическая площадка: средняя стоимость 1 м2 земли под торговое строительство у нас раза в 3 ниже, чем в Москве (соответственно около $100-150 против $300-440 за м2), а потенциал для создания торговых предприятий гораздо выше московского. По мнению представителей компании ООО "Русский проект", которая занимается комплексным оснащением магазинов, кафе и ресторанов, этот рынок в Петербурге заполнен лишь на 60-70% и наиболее перспективно строительство магазинов именно в "спальных" районах.<BR>Примечательно, что сетевики все чаще отдают предпочтение не аренде, а новому строительству или переоборудованию готовых или недостроенных объектов под торговые помещения. Специалисты ООО "Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга" объясняют это значительным ростом арендных ставок: с прошлой осени арендная плата за наиболее привлекательные помещения поднялась на 20%. Ставки за аренду 1 м2 на Невском проспекте уже достигли отметки $100-120 в месяц, на других центральных улицах этот показатель составляет $40-70/м2, в спальных районах -- $20-30/м2.<BR>В то же время из 3,3 млн м2 общего числа петербургских торговых площадей не более 150 тысяч м2 способны претендовать на какое-либо соответствие международным и даже московским требованиям к торговым помещениям. К ним можно отнести построенные в последние годы торговые центры ("Балтийский", "Мегамарт", "Максидом", "О'кей"), некоторые реконструированные крупные универмаги, а также магазины западных брэндов. В таких помещениях арендные тарифы сопоставимы с расценками на Невском проспекте. Например, в новом комплексе "Сенная" (КЦ "Питер") м2 будет сдаваться по цене от $30 до $120 в месяц.<BR><BR><B>Спрос пока превышает предложение</B><BR>На фоне дефицита современных торговых помещений растет стоимость пригодных с точки зрения переоборудования под торговую точку помещений. По данным Ассоциации "Дар", за последний год этот показатель увеличился на 30-50%, в течение 2002 года объекты подорожают еще на 25%. Как считают специалисты ООО "Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга", многие собственники ликвидных помещений не выставляют свой товар на продажу намеренно, выжидая еще большего повышения цен. В результате спрос превышает предложение в 5-8 раз.<BR>Дефицит свободных площадей частично пополняется за счет перевода квартир, расположенных на первых этажах домов, в нежилой фонд. Ежемесячно в нежилой фонд переводится до 100 квартир, преимущественно в центре города. Но и этот ресурс скоро будет исчерпан. К тому же самое большее, что можно получить от квартиры, -- это 150-200 м2, а такие площади на сегодняшний день не удовлетворяют сетевиков. Московские же компании, которые давно мыслят более масштабно, ищут помещения как минимум в 1000 м2. Например, средняя торговая площадь московских супермаркетов "Рамстор" -- 2,5-3 тысячи м2, гипермаркетов -- 10 тысяч м2. METRO Cash & Carry в Москве занимает помещения площадью не менее 15 тысяч м2.<BR>"В Петербурге достаточно хороших мебельных салонов, но они невелики по площади и, как правило, представляют небольшой ассортимент. Мы хотим построить большой мебельный центр, где можно было бы представить полный ассортимент товаров для покупателей с разным уровнем дохода", -- говорит руководитель проекта "Петро-Гранд" (компания "Ла Макс") Виктор Серпов.<BR><BR><B>Что будет</B><BR>По прогнозам специалистов, в следующем году "сетевой ажиотаж" перейдет в другую стадию развития: после 300-летнего юбилея Петербурга начнется снижение арендных ставок и цены на землю. Еще через год-полтора крупные западные компании начнут перекупать у российских наиболее привлекательные земельные участки и готовые торговые площади. Причем сами отечественные торговцы очень высоко оценивают конкурентоспособность иностранных сетевиков. "У них есть дешевые "длинные" деньги -- кредиты западных банков. Так что они могут себе позволить долго демпинговать. А у нас не многие компании имеют возможность ответить на этот демпинг", -- считает руководитель одной из петербургских торговых компаний, не пожелавший назвать себя.