00:0013 июня 200200:00
56просмотров
00:0013 июня 2002
В Петербурге появилось новое слово на букву "г", а заодно новое направление в розничной торговле -- гипермаркеты.
<BR><BR>В Петербурге появилось новое слово на букву "г", а заодно новое направление в розничной торговле -- гипермаркеты.<BR>Появлению гипермаркетов предшествовали бурные дискуссии. Особенно будоражили народ разговоры о пришествии германского Metro. Некоторые наблюдатели предрекали, что с открытием гипермаркетов вся окрестная торговля вымрет.<BR>Пионеры же гипербизнеса говорили о новой философии торговли: люди покупают всего и помногу. Впрочем, на осуществление грандиозных планов могут повлиять как минимум два фактора. Во-первых, пробки на дорогах, которые запросто могут отбить желание еще раз ехать в магазин даже у самого преданного клиента. Кроме того, чтобы концепция "больших покупок" в полной мере заработала у большого числа потребителей, должны быть хорошие большие холодильники. Иначе получится сценка из "Королей и капусты": обувь не покупают, потому что ее никто не носит.<BR><BR>Илья Гамов,<BR><B>директор по маркетингу</B><BR>гипермаркета "О`Кей":<BR>"Гипермаркеты городу необходимы. Ежегодный объем рынка продовольственных товаров в Петербурге составляет около $6 млрд, из них около 80% обращается в сфере мелкооптовых рынков, ларьков, павильонов и т.д. Покупки в данных торговых точках вынуждены совершать и довольно обеспеченные люди, ввиду отсутствия другой возможности. У ларечного сектора рынка мы и собираемся "отбирать" покупателей. Магазины же у дома, конечно, никуда не денутся. Во всех странах они занимают значительный процент рынка.<BR>Через год в городе будет четыре гипермаркета. Два у нашей компании, еще два -- у московского "Перекрестка" и у германского Metro. Немцы, как я понимаю, в Петербурге будет создавать не чистый cash&carry, а нечто адаптированное к "гиперам". Все вместе вчетвером гипермаркеты смогут делать оборот в $10 млн в месяц. Это примерно 2% продовольственного рынка (общая емкость рынка оценивается в $6 млрд в год). Это еще очень немного. "Пятерочка", к примеру, признает, что она контролирует 4% рынка. В то же время в Таллине на "гиперы" приходится порядка 20%. На 0,5 млн жителей -- то ли 10, то ли 12 гипермаркетов. Феномен! Страна победивших гипермаркетов.<BR>Каких-то заметных подвижек на рынке после нашего открытия не произошло. Я разговаривал с директорами местных универсамов. Они говорят, что нашего открытия они даже не заметили. Рынок настолько не насыщен, что "гиперы" можно ставить хоть на каждом перекрестке. А то безобразие, что находится вокруг нас (имеется в виду ларечный городок), губернатор на открытии обещал убрать.<BR>В чем концепция гипермаркета как нового формата торговли? Это новая культура потребления, когда люди покупают товары на неделю-две вперед. Соответственно, мы ориентированы на занятых людей, которые ведут динамичный образ жизни. Таковых в городе, по нашим подсчетам, вполне достаточно -- 480 тыс. человек. Это люди с достатком от $100 на члена семьи в месяц. У нас все в одном флаконе: собственная пекарня, кулинария и пр. В сумме это должно обеспечить расчетный уровень покупки: в оптимальном случае средний чек в "О'Кей" должен быть от $12 и выше. Пока он, правда, ниже.<BR>Недоработок еще много. Например, отсутствие корзинок. Мы долго обсуждали этот вопрос. Решили, что если человек взял тележку, то, значит, загрузит больше. На практике это оборачивается неудобством. Те, кто хочет сделать небольшую покупку, вынуждены брать детские тележки. Во втором гипермаркете корзинки у нас обязательно будут.<BR>Мы принципиально не хотели устраивать столпотворение в первые дни и не делали рекламы. Начало широкой программы по продвижению намечено на июль. Сейчас мы тестируем программный комплекс по управлению товарными остатками. В результате пока к нам идет народ из метро. В дальнейшем мы, конечно, не надеемся, что люди поедут из центра, но весь север мы охватить планируем".<BR><BR>Ольга Михайлова,<BR><B>директор ЗАО "Торговый дом</B><BR>"Придорожный":<BR>"Гипермаркет удовлетворяет все пожелания покупателя, а традиционные универсамы -- лишь частично. Я не думаю, что универсамы потеряют своих покупателей. Они строились для удовлетворения потребностей покупателей конкретного микрорайона. И я не уверена, что покупатель, который живет рядом с универсамом, будет ездить за продуктами в гипермаркет. Может быть, туда уйдет 1-2% покупателей, но не больше.<BR>Я посетила "О'Кей", и мне там в целом понравилось. Что касается цен в гипермаркете, то я не нашла, что они ниже, чем в нашем универсаме. Но что касается обслуживания, то оно на очень хорошем уровне. Побольше бы таких магазинов: нам было бы на кого равняться. Открытие гипермаркетов подстегивает директоров традиционных универсамов совершенствоваться, а не останавливаться на достигнутых результатах. Типичный пример -- универсамы "Таллинский" и "Южный". В гипермаркетах помимо огромного ассортимента товаров есть и много других преимуществ -- кулинария, детская комната и т.д. Мы бы тоже с удовольствием разместили в универсаме подобные вещи, но нам не позволяют площади. Хотя сейчас мы собираемся расшириться на 800 м2.<BR>Конечно, некоторые универсамы в связи с открытием гипермаркета могут потерять часть покупателей. Это, например, универсам "Северный", который является крупнейшим на севере. Его покупатели являются в основном людьми обеспеченными, приезжающими на машинах. Но я считаю, что это нормальная честная конкуренция и надо находить новые способы для привлечения покупателей. В итоге всем хватит места на рынке".<BR><BR>Ирина Минаева,<BR><B>генеральный директор АО</B><BR>"Универсам "Северный":<BR>"Пока рано говорить о перераспределении покупательского спроса. Панических настроений у нас нет. Жизнь покажет. У создателей гипермаркетов наполеоновские планы, но посмотрим, насколько они оправдаются. В конечном итоге, как бы там ни было, выиграет покупатель".<BR><BR>Сергей Лепкович,<BR>директор по эксплуатации сети магазинов "Пятерочка":<BR>"Покупателей всегда интересуют пять вопросов: ассортимент продукции, сервис, качество товара, его цена и удобное место расположения магазина. Если открывающиеся в Петербурге гипермаркеты и супермаркеты реализуют оптимальное сочетание этих категорий, то покупательские предпочтения, конечно, будут меняться. Сеть магазинов "Пятерочка" -- универсамы экономического класса. Основную часть покупателей "Пятерочки" составляют те люди, чей доход равен 3000 рублей на одного члена семьи. Поэтому с гипермаркетами у нас разная целевая аудитория. Мы копируем цены с рынков, которые на 10-20% дешевле, чем в среднем по городу. Опыт же показывает, что супер- и гипермаркеты выстраивают иной ценовой коридор. Там цены, как правило, выше. А зачем платить лишние деньги, когда можно приобрести качественный товар по более низкой цене. Поэтому наши клиенты останутся с нами. А это уже 300.000 покупателей ежедневно. Мы всегда идем навстречу нашим покупателям и поэтому стараемся увеличивать количество универсамов, торговая площадь которых достигает 1000 м3. В таких магазинах более удобно расположен товар, больше места для передвижения и увеличенный ассортимент товара".<BR><BR>Виктор Кууз,<BR>директор рынка "Путиловский":<BR>"Я считаю, что гипермаркеты нужны, но не более одного в каждом районе. Народ уже привык к "Пятерочкам", "Копейкам", так как там продукты довольно дешевые.<BR>В гипермаркетах цены все равно будут выше. На рынке всегда можно поторговаться, а в гипермаркете цена изначально фиксирована. Поэтому такие магазины могут взять только высоким качеством товаров и близостью к метро.<BR>У нас народ ленивый, поэтому если у метро будет гипермаркет, даже с ценами более высокими, чем на рынке, то значительная часть покупателей предпочтет именно гипермаркет. Вообще продукты продавать дело тяжелое, так как они быстро портятся, при работе с ними возникает еще целый ряд проблем.<BR>Перспективнее заниматься непродовольственными товарами и развивать именно это направление".<BR><BR>Вячеслав Маргальников,<BR><B>заместитель генерального</B><BR>директора ООО "Ручьевский рынок":<BR>"Гипермаркет все-таки рассчитан на людей с достатком выше среднего. Для "простых смертных" эти огромные магазины недоступны.<BR>Если же на наш рынок придут западные компании типа Metro, то, возможно, цены в таких магазинах будут сравнимы с ценами на мелкооптовых рынках, и, соответственно, часть покупателей перейдет к ним.<BR>На мой взгляд, если даже на первых порах в гипермаркетах и будут приемлемые цены, то в дальнейшем они все равно поползут вверх. Наши покупатели от нас не уйдут. Во-первых, исходя из соображений стоимости продуктов, а во-вторых, потому, что у нас огромный ассортимент. В гипермаркетах никогда не будет такого выбора, например, плодоовощной продукции, как у нас.<BR>Основным контингентом гипермаркета в "Озерках" будут люди, вышедшие из метро. И только за счет высокой "проходимости" у них будет поддерживаться оборот. Второй гипермаркет будет построен в отдалении от метро, и я не уверен, что он окупится.<BR>Для этого необходима огромная реклама, может быть, даже доставка покупателей от метро, как делают некоторые крупные магазины.<BR>(А.Н., Д.Г.)