Горячие обеды доставляют с ветерком

Газета "Деловой Петербург" продолжает серию материалов, посвященных службам доставки петербургских предприятий (первая публикация вышла в №88 от 21 мая).

<BR><BR>Газета "Деловой Петербург" продолжает серию материалов, посвященных службам доставки петербургских предприятий (первая публикация вышла в №88 от 21 мая).<BR>Служба доставки сети бистро "Ориент" создана в 1996 году. По словам директора по производству ООО "Эльф Плюс" (торговая марка "Ориент") Юлии Приходько, идея организации службы доставки пришла от клиентов бистро. Сотрудники предприятий, расположенных рядом, стали по телефону просить принести им обед в офис. Сначала эти заказы носили случайный характер, а затем постепенно переросли в систему.<BR>Создание службы доставки началось с закупки одноразовой посуды и найма двух водителей с собственными автомобилями. Провели и соответствующую рекламную кампанию. Первые результаты оправдали ожидания акционеров бистро "Ориент". Количество заказов, доставляемых в офисы и квартиры в 1996-1997 годах, составляло 20-25% от всего объема продаваемых блюд.<BR>Все издержки по доставке ложились на плечи водителей. За доставку клиент оплачивал 5% от стоимости заказа. В эту сумму входили затраты на эксплуатацию автомобиля и оплата труда водителя. "Сеть бистро не зарабатывала деньги на доставке продуктов, для нас главным было увеличить продажи готовых блюд", -- рассказала Юлия Приходько.<BR>Транспортными логистиками также выступали водители. Их работа была сдельной, поэтому водители службы доставки "Ориента" оказались заинтересованы в скорейшей доставке полученного заказа, с тем чтобы быстрее вернуться в бистро и принять следующий заказ. Для обслуживания близлежащих офисов и квартир обедами наняли нескольких студентов, которые доставляли заказы пешком.<BR>Постепенно количество заказов блюд с доставкой в офис или на дом снизилось. Начиная с 2000 года количество таких заказов не превышало 5% от общего объема покупаемых в "Ориенте" блюд.<BR><BR><B>По центру не проехать</B><BR>По словам директора ООО "Обед Сервис" Руслана Копосова, деятельность компании состоит из двух направлений: организация питания на производстве и доставка пищевых продуктов в офисы. Доставка составляет порядка 70% от общего объема произведенной продукции. Продукция хранится максимум 2 суток (это не относится к специям) и продается "с колес". Поэтому специализированных складов у компании нет, хватает холодильников. Для доставки используются пять автомобилей -- "ВАЗы" четвертой и девятой моделей.<BR>В роли логистиков выступают и водители, и администрация компании. Для просчета маршрутов они используют карту города и личные знания. Информация о пробках, передаваемая радиостанциями, считается бесполезной, ситуация на дорогах быстро меняется. Большинство маршрутов в компании отработано. Руслан Копосов отмечает: "Иногда выбивают из колеи временные (пробные) заказы. Но главный бич -- сложные маршруты. С одним из солидных заказчиков мы перестали работать из-за того, что до него приходилось добираться через центр, где масса проблемных магистралей. Мы так и не смогли свести маршрут. Уже потом поняли, что можно использовать две машины".<BR>У компании около 15 постоянных клиентов плюс четыре-пять разовых в месяц. Пока это предел производственных возможностей. "Мы отказываемся от клиентов, если они хотят, чтобы их накормили за 50 рублей. За такие деньги обед не может быть полноценным", -- считает Руслан Копосов.<BR>Меню ежедневно обновляется, на выбор предлагается четыре-пять первых блюд, шесть-семь вторых, два гарнира. Стоимость обеда зависит от трудоемкости блюд и от удобства их обработки. По словам Руслана Копосова, иногда повара компании намеренно усложняют меню, т.к. простые блюда продавать невыгодно. Избавляются от ценового дисбаланса, например, между говядиной и курой при помощи соответствующих гарниров или добавок. В стоимость блюда входит набор одноразовой посуды.<BR><BR><B>Транспортный цех</B><BR>Руководитель отдела продаж "Ланьч" ЗАО "Северная столица"Ирина Архипова рассказала, что подразделение работает в двух сферах: организует стационарные столовые на крупных предприятиях и доставляет выездные обеды. По итогам 2001 года по первому направлению "Ланьч" достиг показателя 2000 обедов в сутки, по второму -- 700-800 обедов в сутки. Заказчики "Ланьч" -- компании со штатом более 50 человек. "На каждый выезд приезжает наш повар, сервирует столы, разогревает и подает пищу. Это дорогостоящая услуга, поэтому нам невыгодны разовые и мелкие заказы", -- говорит Ирина Архипова.<BR>Ноу-хау компании -- отказ от доставки обедов в ланч-боксах, используются более эстетичные термобоксы. Стоимость обедов варьируется в зависимости от комплекса блюд.<BR>Администрация компании заключает с клиентами договор, как правило, на год, оплата производится по безналичному расчету. Перед заключением договора клиента вывозят на объект, где производится продукция, там он дегустирует пищу и принимает решение.<BR>Логистические задачи решает транспортный отдел. "Ланьч". При разработке маршрутов топ-план обычно не используется, нет необходимости для компании и внедрять специальные компьютерные программы. "Рассчитывая оптимальный путь от производственных помещений до офиса заказчика, мы полностью полагаемся на опыт начальника транспортного отдела. Он много лет этим занимается и справляется со своей задачей. В случае возникновения форс-мажора он звонит водителю на мобильный телефон и предупреждает об изменении маршрута", -- рассказывает Ирина Архипова. (З.Д., О.Ш.)