00:0005 июня 200200:00
19просмотров
00:0005 июня 2002
Правда ли, что до 1 января 2004 года можно не платить налог на добавленную стоимость на услуги по текущему и капитальному ремонту? Как правильно применить льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ?
<BR><BR>Правда ли, что до 1 января 2004 года можно не платить налог на добавленную стоимость на услуги по текущему и капитальному ремонту? Как правильно применить льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ?<BR>Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447: "При применении подпункта 10 пункта 2 статьи 149 необходимо учитывать положения статьи 27 федерального Закона от 05.08.2000 №118-ФЗ (в ред. федерального Закона №33-ФЗ от 24.03.01), в соответствии с которой указанный пункт вводится в действие с 1 января 2004 года.<BR>В период с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду)".<BR>Поскольку статья 54 НК РФ требует определения налоговой базы в соответствии с регистрами бухгалтерского учета, при определении терминов "текущий ремонт", "капитальный ремонт" и "техническое обслуживание" следует руководствоваться положениями бухгалтерского законодательства.<BR>Согласно пункту 69 Методических указаний, "восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а также модернизации и реконструкции". Указанные понятия являются различными с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения (данные различия будут рассмотрены ниже), однако не меняют правовой формы их осуществления (договор подряда).<BR>При определении модернизации и реконструкции следует руководствоваться положениями статьи 257 НК РФ. В данном случае будет приемлема аналогия с налогом на прибыль в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 257 НК РФ: "К работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции".<BR>Ремонтные же работы подразделяются на текущий ремонт и капитальный ремонт. Согласно пункту 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. №33н к работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.<BR>Остальные виды работ, не относящиеся к реконструкции и модернизации, а также к текущему (среднему) ремонту, относятся к капитальному ремонту. Следует исходя из изложенных выше признаков модернизации и реконструкции определить: идет ли речь о капитальном ремонте либо о модернизации (реконструкции).<BR>В силу пункта 72 Методических указаний "учет затрат на производство капитального ремонта организуется по отдельным объектам или группам основных средств. При этом следует исходить из того, что при капитальном ремонте:<BR>оборудования и транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;<BR>зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.)".<BR>Все изложенные определения позволяют прийти к выводу, что ремонтные работы, а также текущее обслуживание проводятся в отношении уже существующих объектов, тогда как в представленном вопросе речь идет о создании узлов учета тепловой энергии по учету горячей воды и отопления. Применительно к ремонтным работам речь идет о подрядных работах по обработке вещи или иной работы (в терминологии пункта 1 статьи 703 ГК РФ), тогда как в представленном вопросе речь идет о подряде на изготовление сложной вещи (узла).<BR>Таким образом, представленный в вопросе "монтаж узлов учета тепловой энергии по учету горячей воды и отопления" не подпадает под действие подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. (Л.Аг.)