00:0003 июня 200200:00
17просмотров
00:0003 июня 2002
Бывшие моряки, летчики и танкисты
<BR><BR><B>Бывшие моряки, летчики и танкисты</B><BR>воюют с бизнес-конкурентами, сражаются за прибыль, строят подчиненных и деловые отношения успешнее многих гражданских, изучавших "науку побеждать" не в окопах, а в бизнес-школе.<BR>Среди 750 самых влиятельных в Петербурге бизнесменов, политиков и чиновников, упомянутых в справочнике "Кто есть кто в деловом Петербурге" за 2001 год, каждый 10-й в недавнем прошлом -- военный. Замечено также, что, как только сменивший китель на костюм-тройку попадает в коммерческую компанию или тем более возглавляет ее, процент трудоустроенных в эту компанию экс-военнослужащих резко возрастает. Можно предположить, что бизнес будет военизироваться пропорционально сокращению армии.<BR>Вопреки стереотипам в отношении бизнес-офицеров, успеха на коммерческом поприще они достигают благодаря именно армейской закалке, солдатской смекалке и прочим качествам, привитым военной системой.<BR><BR><B>Прорыв</B><BR>"Бывшие офицеры становятся эффективными менеджерами, способными привнести в компанию военную ответственность и дисциплину. Особенно востребованы военнослужащие в компаниях, только выходящих на рынок и нуждающихся в исполнительных кадрах, которые сумели бы "продвинуть" дело", -- заметил Виктор Василевский, ректор Международного института повышения квалификации "Перспектива", занимающегося переобучением военных на "мирные" специальности.<BR>О том же самом говорит опыт компании "Пятерочка", где для пущей убедительности любят приводить в пример командира-танкиста, возглавляющего московскую сеть магазинов компании. Благодаря своему напору и упорству он менее чем за год открыл в Москве 27 магазинов, тем самым поставив настоящий рекорд по прорыву на рынок. "За 3 года компания открыла 100 магазинов -- столько не смогли сделать все российские сети вместе взятые", -- гордится директор сети магазинов "Пятерочка" Сергей Лепкович.<BR>Таких успехов вряд ли можно было достичь без армейской дисциплины. Из 70 руководителей высшего и среднего звена в "Пятерочке" около 30 человек -- экс-военные. В офисных помещениях компании висят по-суворовски сформулированные лозунги: "Говори кратко -- уходи быстро", "Выбирай приоритеты", "Концентрируйся". "Бизнес-офицеры в нашей компании -- это управленцы, занимающиеся стратегическим развитием сбытовой сети, строительством новых универсамов и других объектов и их техническим оснащением, управлением и обучением персонала, -- рассказывает Сергей Лепкович. -- Как правило, военные лучше преодолевают трудности и обеспечивают выполнение любых задач в кратчайшие сроки. Должностные инструкции предписывают рядовому сотруднику принимать решение за 3 минуты, менеджеру среднего звена -- за 2 часа, вице-президенту -- за 6 часов. Решение на уровне компании принимается за сутки. Опыт нашей компании показал, что к важным качествам, привитым сотрудникам военной системой, относится умение четко и грамотно ставить задачи, быстро (без проволочек) принимать необходимые решения. У офицеров ярче по сравнению с "гражданскими лицами" выражено стремление к обучению и получению новых навыков".<BR><BR><B>Плюсы и минусы</B><BR>"Значительную часть персонала нашей компании составляют сотрудники из военной среды. Практика их работы показала, что на оперативных руководящих постах, требующих навыков управления людьми, военные специалисты незаменимы", -- делится опытом вице-президент -- управляющий персоналом компании "СТЭК" Михаил Ступин.<BR>Выделив 9 основных функций руководителя, Михаил Ступин на примере каждой из них рассмотрел плюсы и минусы бизнес-офицеров. Например, в функции "постановка задачи" плюс менеджеров-военных в том, что они умеют структурировать задачи и ставить цели, минус -- иногда не могут реально оценить возможные последствия достижения определенных целей, не умеют просчитывать их на несколько шагов вперед. Бизнес-офицеры способны достаточно объективно оценить других работников и результаты их работы, при этом они обычно не руководствуются своим настроением, симпатиями, антипатиями. В то же время при оценке работы подчиненных главным критерием для них является соблюдение сроков выполнения задачи.<BR>Экс-военные обладают хорошим чувством времени, поэтому отлынивать и бездельничать их подчиненным проблематично. "Обычно бизнес-офицеры имеют представление о выполнении основных планируемых показателей и перспективах выполнения плана, способны держать под своим контролем основные моменты в ходе работы, -- продолжает Михаил Ступин. -- К минусам же можно отнести вмешательство (без особой необходимости) в работу подчиненных и решение за них различных вопросов. То, что военные довольно требовательны к другим, иногда даже придирчивы, можно рассматривать и как плюс, и как минус". Ну а что касается поддержания в коллективе сплоченности и лояльности, тут бизнес-офицеры вообще минусов не имеют.<BR><BR><B>Принципы</B><BR>Впрочем, отмечает Михаил Ступин, все эти плюсы и минусы присущи как военным, так и штатским.<BR>"Примеры удачного и не очень удачного развития карьеры в бизнесе бывших людей в погонах демонстрируют свое сходство с карьерой прочих участников свободного рынка труда, не имевших никогда отношения к силовым структурам, -- согласен Алексей Бирюк, заместитель генерального директора по персоналу группы компаний "Русская корона", советник председателя правления ОАО "Московский Кредитный Банк", майор запаса органов ФСБ РФ. -- Однако в последнее время в объявлениях о вакансиях стали часто попадаться гласные и негласные ограничения в отношении бывших "силовиков". Кадровые агентства и работодатели приватно объясняют свой бойкот "силовикам" сложной их адаптацией в коммерческих организациях, необходимостью переучивания, однообразием мышления, медлительностью при принятии решения, безынициативностью, устоявшимся взглядом на окружающую реальность. На мой взгляд, эти проблемы явно надуманны. Происходит неправильная оценка потенциальными работодателями некоторых качеств "силовиков".<BR>Практически каждый "силовик" владеет полезной гражданской специальностью. Поэтому рассматривать его кандидатуру только на должность в лучшем случае начальника отдела кадров, а в худшем случае охранника -- просто расточительство.<BR>"По поводу устоявшихся взглядов "силовиков" на окружающую реальность. Я эти взгляды называю принципами. "Силовики" в основной своей массе руководствуются "правильными" принципами, соответствующими их представлениям о цивилизованной жизни, чести и достоинстве. Думаю, что работник с принципами лучше беспринципного работника, тем более что российский бизнес уже сделал достаточно шагов для установления понятных всем правил игры", -- аргументирует Алексей Бирюк.<BR><BR><B>Конверсия</B><BR>Чем меньше офицеров остается в армии, тем больше их становится в бизнесе. Приходя в коммерцию, офицеры приносят с собой армейские правила, методы и способы, в том числе -- управления персоналом. Причем бизнес порой даже и не подозревает, что начинает жить по военным законам.<BR>"Нередко то, что в бизнесе воспринимается как ноу-хау, в армии используется давно и с успехом, -- заметил Вячеслав Матусевич, менеджер по персоналу ОАО "Ильиногорское", майор запаса ВС РФ. -- Например, сейчас во многих коммерческих организациях для более быстрой адаптации сотрудников применяют Employeе Handbook, то есть брошюру, в которой даны краткие сведения о фирме и другая полезная информация. В армии же подобная практика используется с давних пор. Еще пример: лишь в последние годы службы персонала коммерческих предприятий стали активно разрабатывать и внедрять системы адаптации персонала. В Вооруженных силах такая система -- "сборы молодого пополнения" -- действует уже много лет. Еще одним из примеров того, как используемые в армии технологии управления персоналом проникают в бизнес, могут служить так называемые "фирменные стандарты". Разница только в том, что "фирменные стандарты" коммерческой структуры новому сотруднику зачастую приходится изучать методом проб и ошибок. В армии же они четко и ясно прописаны в общевоинских уставах".<BR>Одна из главных и наиболее сложных задач для менеджера -- работа с мотивацией сотрудников. То, что с этой проблемой никогда не сталкивались армейские командиры, чей "персонал" живет строго "по свистку" и уставу, Вячеслав Матусевич не согласен категорически: "Если в коммерческой организации от работника, который не мотивирован на эффективную работу, можно просто избавиться, то в армии в любом случае придется с ним работать дальше. Именно это различие и заставляет командира искать пути и способы мотивировать своих подчиненных на эффективную деятельность, выполнение требований воинской дисциплины".<BR>Поэтому одна из "армейских привычек", которую отмечают практически все, кто руководит или подчиняется бизнес-офицерам, -- постоянное и неизменное стремление экс-военных к обучению, привитое военной системой.<BR>"По своему опыту знаю, что многие из руководителей уровня бригадира, начальника участка зачастую не имеют никаких знаний в области психологии управления, не знают принципов применения поощрений и взысканий и многого другого. Все их навыки руководства основаны лишь на собственном опыте, когда методом проб и ошибок они учатся управлять людьми. И такая "учеба" может достаточно дорого обходиться предприятию, -- считает Вячеслав Матусевич. -- Система непрерывного обучения армейских руководителей низшего и среднего звена основам управления персоналом была бы очень полезна и в коммерческих структурах".