Голливудские стандарты проникают в кино

Пока очень небольшое количество профессионалов рассматривают фильм как продукт для продажи, а не как произведение искусства.

<BR><BR>Пока очень небольшое количество профессионалов рассматривают фильм как продукт для продажи, а не как произведение искусства.<BR>Грамотное и полноценное предпремьерное продвижение игрового фильма на рынок и его реклама, конечно, способствуют повышению зрительского интереса и кассовых сборов в первые недели проката. Это знают все. Примеров тому масса. Главным образом голливудских.<BR>В России предпремьерной раскруткой фильма занимаются нерегулярно и в большинстве люди специально не подготовленные, порой случайные. Профессионалы "от кино" ссылаются на несформированный рынок, отсутствие средств на рекламу и продвижение фильма, а также на отсутствие интереса прокатчиков к отечественным фильмам. "Патриотические соображения прокатчиков не волнуют. Для них главное -- это получить прибыль. Они рассматривают кино как продукт, потенциально успешный или не успешный в коммерческом плане. Прокатчики не любят рисковать, поэтому никогда не возьмут в широкий прокат фильмы Германа или Сокурова. Соответственно, для производителей фильмов делать широкую рекламную кампанию в этом случае бессмысленно", -- считает генеральный директор кинокомпании "НТВ-Профит" Игорь Толстунов.<BR><BR><B>Рисковый бизнес</B><BR>"Нельзя считать, что все кончается, когда фильм создан. Все как раз только начинается. Продукт должен быть хорошо упакован и преподнесен", -- считает эксперт-консультант отдела общественных связей киностудии "Ленфильм" Александр Поздняков.<BR>В основном "упаковывают" новые фильмы продюсеры и сотрудники частных кинокомпаний. Именно они проводят ряд мероприятий до официальной премьеры, тем самым повышая интерес зрителей и формируя потенциальную аудиторию. Проводится "массированная атака" -- через прямую и имиджевую рекламу в бумажных СМИ и на телевидении, воздействие через созданные Интернет-сайты.<BR>Марка фильма и его образы используются для получения прибыли уже чуть позже, после премьеры в кинотеатрах. Тиражируются видеокассеты, аудиокассеты и CD с саундтреком к фильму, сувенирная продукция, компьютерные игры. Особо памятна рекламная кампания "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова, когда вместе с фильмом выпускалось огромное количество "сопутствующих", например, большие шелковые платки и одеколоны линии "Сибирский цирюльник". А кинокомпания "НТВ-Профит" после "Русского бунта" выпустила водку с одноименным названием. Правда, отечественные фильмы, раскрученные по правилам Голливуда, можно пересчитать по пальцам.<BR>"Кино -- очень рискованное дело, в этом его прелесть. Во всем мире кино называется рискованным бизнесом, который может принести очень много, а может не принести ничего. Предположим, вы торгуете нефтью, цены сильно не меняются, и вы получаете примерно одно и то же каждый месяц. Освоили новое месторождение -- стали получать чуть больше. Все понятно. Тоже, конечно, конъюнктура скачет, свой азарт и свой риск есть. Но кино в этом смысле -- исключение. Риск здесь гораздо выше", -- говорит директор кинокомпании "СТВ" Сергей Сельянов.<BR><BR><B>"Звезды" + спецэффекты</B><BR>Среди продюсеров частных кинокомпаний бытует мнение, что раскрутка фильма -- часть его создания, причем обязательная. Однако эту "обязательную часть" выполняют немногие. "Если вспомнить премьеру фильма "Хрусталев, машину!", то никакой рекламной кампании по этому поводу не устраивалось. Нас пригласили на Каннский фестиваль, когда производство еще не было завершено. В Канне, перед премьерой, тоже практически никакой рекламы не было. Зато кругом висели красочные плакаты и афиши, рекламирующие другие фильмы и актеров, -- рассказал редактор фильмов "Хрусталев, машину!" и "Трудно быть богом" Евгений Прицкер.<BR>Пожалуй, единственная форма раскрутки фильмов Алексея Германа, Александра Сокурова и других известных петербургских режиссеров -- статьи, интервью в прессе и на телевидении. К тому же рекламой является славное и громкое имя режиссера, так что зрители идут именно "на режиссера". Между тем на Западе ставка делается на актера-звезду. "Там кино рассматривают прежде всего как зрелище и идут либо на звезду, либо на спецэффекты. На спецэффекты голливудского масштаба у нас нет средств, да и звезды, на которую пойдут зрители, у нас нет. Ни одного имени, которое способно было бы в течение первых недель собирать полные залы", -- считает генеральный директор студии "Панорама" Ада Ставиская.<BR><BR><B>Пример для подражания</B><BR>Американские фильмы, даже при наличии звезд-актеров и звезд-режиссеров, потрясающих спецэффектов, все же планомерно начинают раскручиваться примерно за месяц до премьеры. При основных механизмах -- представительского сайта, пресс-конференций, сувенирной продукции, возможны "революционные" приемы. Например, мифологизация, которая использовалась перед премьерой "Ведьмы из Блэр".<BR>Кампания "Властелина колец" была наиболее впечатляющей и шла сразу по нескольким направлениям. Интернет-магазины торговали бюстиками героев книги, шахматными наборами по мотивам приключений в Среднеземье и майками с цитатами -- за год до премьеры.<BR>На DVD была выпущена полная 4-часовая версия "Братства кольца". Герои фильма стали начинкой для киндер-сюрпризов и вошли в набор happy meal в ресторанах быстрого питания. Кроме этого было заключено соглашение с финской компанией Riot Entertainment (RIOT-E), в результате которого раскрутка фильма осуществлялась через сотовую связь. В рекламу фильма было вложено $38 млн.<BR>При среднем бюджете отечественного фильма в $1 млн примерно 10% тратится на его раскрутку. "Производство фильма и его продвижение дороги, а рынок пока небольшой. Кроме того, у фильма короткая история, и каждый фильм -- отдельный, штучный товар. Для оценки эффективности продвижения не хватает присутствия продукта на рынке. Но, наверное, эффект есть, и его можно оценить примерно в 30%", -- предполагает Сергей Сельянов.<BR>"Оптимальная сумма вложений в "раскрутку" фильма -- $60-80 тыс. Больше вкладывать опасно, поскольку деньги могут не вернуться. За последнее время несколько сотен тысяч долларов в прокате собрала лишь "Война" Алексея Балабанова. С другой стороны, меньше $20 тыс. вкладывать в рекламную кампанию попросту бессмысленно: эффекта никакого", -- говорит Игорь Толстунов. <BR><B>Прибыль через имидж</B><BR>Благодаря рекламной кампании фильм "Брат-2", произведенный "СТВ", в кинотеатрах посмотрело 400 тыс. зрителей, он занял 4-е место по итогам кинопроката, обогнав многие известные западные блокбастеры, в том числе и "Матрицу". А по итогам видеопроката обогнал всех. К тому же студия "СТВ" выпустила саундтрек фильма, а на сайте разместила игру по мотивам "Брата-2". "Созданием игры занималась московская компания "Руссобит". Мы не интересовались, сколько она стоит, потому что по условиям договора они должны были игру произвести, а мы -- получать определенный процент от ее реализации -- за образы, марку и т.д. Какое-то не очень большое количество денег мы за это получили, но для нас была главной не коммерческая составляющая, которая по всем расчетам не могла быть большой: рынок есть рынок, он такой, какой есть. Нам показалось важным сделать как можно более полным "голливудский" пакет. Нам это было интересно для общей раскрутки и просто было интересно попробовать что-то новенькое", -- признался Сергей Сельянов. На другое мероприятие -- выпуск книг "Брат" и "Брат-2" по мотивам фильмов -- которое им предлагали, они не пошли, хотя это сулило прибыль. "Было два неплохих варианта романа, но история получилась бандитской, а мы к нашему фильму и к Даниле Багрову относимся совершенно по-другому. Конечно, можно было бы выпустить и пиво "Данила Багров". Но мы не хотим переступать некую черту, деформировать образ в сознании потребителей, поскольку дорожим им. Конечно, в мерчандайзинге нет ничего сложного. Выпустить футболки-кружки можно, но продукция должна пользоваться спросом", -- прокомментировал Сельянов.<BR>