00:0006 мая 200200:00
9просмотров
00:0006 мая 2002
Когда менеджер распихивает своих "замов" в крошечные кабинетики или растворяет их среди менеджеров среднего звена, он на самом деле рисует структуру компании. Только вместо "настольных" прямоугольников речь идет о реальных квадратных метрах.
<BR><BR>Когда менеджер распихивает своих "замов" в крошечные кабинетики или растворяет их среди менеджеров среднего звена, он на самом деле рисует структуру компании. Только вместо "настольных" прямоугольников речь идет о реальных квадратных метрах.<BR>Оргдизайн компании -- это краткое наглядное пособие о стиле управления в организации, производственной цепочке, логистике, а также ее традициях. К примеру, в советских организациях главным атрибутом оргдизайна являлись длинные коридоры, их венчали тяжеловесные приемные с дубовой "непроходимой" дверью к начальнику.<BR><BR><B>Влияние Востока</B><BR>На западный стиль управления повлияла Япония: японский начальник был отделен от коллектива отдельным кабинетом, пока влияние стекла не коснулось и стен японского кабинета. Далее возможны различные вариации. К примеру, в конце прошлого года компания "Искрасофт" переоборудовала один этаж офиса согласно управленческим функциям: в центре отдела оптовых продаж оказался кабинет (принадлежащий начальнику оптовых продаж) кубической формы со стеклянными перегородками, обращенный одной дверью и, соответственно, стеклом к отделу региональных продаж, другой -- к отделу городских продаж. Как объяснил коммерческий директор "Искрасофт" Александр Неровный, даже мониторы были установлены так, чтобы быть в поле зрения начальника, руководящего одновременно двумя отделами. При этом менее посещаемый отдел региональных продаж был расположен дальше от входа. "Когда то же самое мы планировали сделать в отделе поставок, -- рассказывает Александр Неровный, -- менеджеры взбунтовались, ссылаясь на конфиденциальность большинства переговоров. Руководство решило пойти им навстречу, сохранив кабинетную систему. Кабинетная система останется и на другом этаже, где находится бухгалтерия, программисты и пр., -- это разные отделы, поэтому лучше их разделить".<BR><B>Аквариумы</B><BR>Современные компании в надежде добиться лояльности как клиентов ("открытая компания"), так и персонала иногда вообще отказываются от дверей. Например, в общемировой практике компании "Макдональдс" -- отсутствие дверей, ведущих в кабинет начальника, что уменьшает дистанцию между иерархическими ступенями визуально. Редакция "ДП" устроена похожим образом: практически все отделы компаний ограничены условно, дверей между ними нет. Стеклянные двери и окна остаются только в кабинете главного редактора, переговорной и корректоров.<BR>Дизайн, напоминающий собой аквариум, и у другой шведской компании -- Стокгольмской школы экономики. Профессор школы Василий Дерманов считает, что с управленческой точки зрения такой принцип организации пространства облегчает управление: все менеджеры как на ладони, коммуникации визуальны, чувствуется система, упрощена логистика информационных потоков, легко распознаются сбои в работе отделов и пр. Сложности же заключаются в том, что открытость пространств, в сущности, является ложной: менеджеры вынуждены "закрываться" больше, чем в закрытых пространствах.<BR>"Многие сотрудники часто отмечают психологическую усталость в конце рабочего дня, постоянно находясь в "открытом доступе", ты не можешь позволить себе расслабиться, -- замечает профессор. -- Руководитель подобным образом организованных компаний должен больше уделять внимания тому, чтобы подчиненные чаще отвлекались от работы -- в час по 10-15 минут, например. Кроме того, непременно должны быть и закрытые комнаты".<BR><BR><B>Цветовые пятна</B><BR>Три года назад компания "Комкон-СПб" переехала в новый офис, где для каждого отдела был подобран особенный цвет кабинета. "Цвет не только способен отражать эмоциональное состояние, но и создавать его, -- объясняет генеральный директор компании Евгения Громова. -- Сейчас этому уделяют большое внимание, например, в косметологии с помощью цветомузыки осуществляются терапевтические процессы. Но воздействие цвета всегда очень индивидуально".<BR>По словам Евгении Громовой, для каждого отдела компании подбираются подходящие друг другу люди не только по профессиональному принципу, но и согласно психологическим особенностям, для такой команды подбирается цвет, соответствующий и психотипу, и особенностям работы. Например, отделы, ориентированные на творческую работу, требуют энергичных цветов. Помещения, где ведутся переговоры с клиентами, -- более эмоционально спокойные, там использованы холодные оттенки голубого (который позволяет сосредоточиться) и зеленого (располагающего к длительной работе). Например, в качественном отделе все стены выкрашены в разные цвета: в зависимости от задач менеджера он садится напротив определенной стены -- их гамма переходит от розового и сиреневого (он способствует принятию решений) до серого. Теплые цвета больше подходят для количественных исследований, работы с цифрами. "Цвет позволяет решать больше задач с меньшими энергетическими затратами, -- считает Евгения Громова. -- Например, каждый год у нас удваивается объем работы фактически при таком же количестве сотрудников".<BR><BR><B>Трансформеры</B><BR>Организационный дизайн является свидетельством, а также поводом изменений в компании. Но иногда это доходит до абсурда. Так, в одной известной в городе организации, развитию которой препятствовал неэффективный менеджмент, постоянные организационные изменения имитировали изменения фактические. Все это доставляло большие неудобства для персонала, поскольку сопровождалось частыми переездами, сменой телефонов. В то же время для топ-менеджеров происходящее было сублимацией динамики компании. В одном случае менеджер видел улучшение контроля за отделом, в другом -- динамику использования смежных ресурсов, но, надо заметить, все происходило в режиме эксперимента, слишком часто и существенно тормозило основную работу менеджеров.<BR>