00:0029 апреля 200200:00
10просмотров
00:0029 апреля 2002
Хороший начальник -- фигура малоизвестная. Многие о нем слышали, некоторые даже видели мельком, поработать же под его началом мало кому удавалось.
<BR><BR>Хороший начальник -- фигура малоизвестная. Многие о нем слышали, некоторые даже видели мельком, поработать же под его началом мало кому удавалось.<BR>Журнал "Бизнес Без Проблем -- Персонал", приложение к газете "Деловой Петербург", решил собрать свидетельства очевидцев и, обобщив разрозненные данные, создать коллективный портрет хорошего начальника. А заодно начальника плохого, ведь чем они друг от друга отличаются -- до сих пор тоже мало известно.<BR>Редакция журнала провела акцию "Нарисуй начальника" среди участников апрельской конференции "Психология бизнеса". Для чего в распоряжение рисующих были предоставлены два больших стенда. Два -- потому что начальники, предполагалось, тоже предстанут в двух ипостасях: "очень хороший" и "очень плохой".<BR><BR><B>Начальство надо знать</B><BR><B>в лицо</B><BR>В первый день акции стенды, размещенные в холле университета экономики и финансов, где проходила конференция, оставались нетронутыми: участники приглядывались. То ли к начальству, то ли к тому, нет ли его где поблизости. Зато во второй день, он же последний, портреты рисовались индивидуально и коллективно, украдкой и демонстративно, с комментариями художников и репликами подглядывающих.<BR>Оказалось, что хороших начальников в природе не существует. Каждый начальник по-своему плох.<BR>И поэтому нарисовать хорошего начальника сложно: как ни старайся, все равно получается плохой. Что и подтверждают портреты самых разных руководителей, шефов и боссов, нарисованные их непосредственными подчиненными. К слову, эти подчиненные -- сами для кого-то начальники, так что, возможно, указанные художественные полотна в некоторой степени являются и автопортретами.<BR><BR><B>Шаблон начальника</B><BR>Художественное творчество комментирует Игорь Соломин, проректор по научно-методической работе Института практической психологии "ИМАТОН":<BR>"На основе этих рисунков можно сделать вывод: плохой начальник гораздо привлекательнее. Во-первых, рисунки плохих начальников выполнены более качественно, они более разнообразны и индивидуальны. Авторы выражают в них свое подлинное отношение к начальнику в большей степени, чем в рисунках хороших начальников.<BR>Во-вторых, не все плохие начальники вызывают несомненный страх, тревогу, болезненные переживания. Некоторые воспринимаются как люди слабые, ранимые и вызывающие жалость.<BR>В-третьих, не все хорошие начальники вызывают однозначную симпатию. Встречаются рисунки, которые наряду с подробным изображением характеризуются наличием агрессивных черт, вызывающих тревогу и страх (штриховка, множество острых углов на рисунке).<BR>В-четвертых, большинство рисунков хороших начальников нарисованы шаблонно, стереотипно и не выражают подлинного интереса и симпатии авторов. Вот, например, это шаблонное изображение женской головки -- подобные рисунки очень часто можно встретить на полях тетрадей студентов, скучающих на лекциях.<BR>В-пятых, часто и хорошие, и плохие начальники нарисованы с подчеркнуто выделенными и заштрихованными глазами. Это позволяет предположить, что они воспринимаются как некое всевидящее око или играют роль надзирателя. Со стороны авторов это означает боязнь контроля.<BR>И, наконец, последнее, существенных индивидуальных различий в изображении хороших и плохих начальников не обнаружено. То есть у многих плохих начальников есть какие-то достоинства и "человеческие слабинки" (например, страдание, серьезность, мягкость), в то время как у многих хороших начальников есть какие-то негативные особенности (слабость, хитрость, прямолинейность, равнодушие).<BR>Общий вывод: авторам в большей степени удались изображения плохих начальников как фигуры более знакомые, более понятные и близкие. Можно предположить, что плохие начальники чаще встречаются в жизни авторов и поэтому их изображения более качественны и подробны.