Завод "пошел в народ"

ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" (ВПЗ) открыло в Петербурге собственный торговый дом.

<BR><BR>ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" (ВПЗ) открыло в Петербурге собственный торговый дом.<BR>Предприятие намерено сражаться за региональный мелкооптовый и розничный рынок стоимостью около $35 млн с фирмами-трейдерами, которые предлагают продукцию других заводов. "ВПЗ традиционно ориентировался на крупные конвейерные производства -- заводы, выпускающие автомобильную и сельскохозяйственную технику, -- поясняет генеральный директор Торгового дома (ТД) "Вологодский подшипник" Лев Эльперин. -- В Петербурге таких потребителей всего несколько. Поэтому для нас привлекательным выглядит мелкооптовый и розничный рынок -- здесь гигантское количество различных ремонтных предприятий, которые покупают подшипники где попало".<BR>По его словам, рынок заполнен продукцией низкого качества. В последние годы стало поступать много подшипников из Китая и с Украины, которые дешевле российских и поэтому охотно покупаются ремонтниками и машиностроителями. Всего в городе действует около 50 подшипниковых трейдеров. Плюс несколько десятков "серых" -- некоторые из них предлагают продукцию, полученную со скидками большими автозаводами и пущенную ими на перепродажу.<BR>"Российские нормативы позволяют использовать подшипники класса "0", поэтому даже крупные потребители, скажем, ЗАО "Петербургский тракторный завод", не всегда щепетильно относятся к происхождению подшипников. На Северо-Западе продается подшипников примерно на $3 млн в месяц, и около половины этого рынка безвозвратно принадлежит некачественной продукции, -- считает Лев Эльперин. -- Если взять тот сегмент рынка, который соответствует номенклатуре ВПЗ, то мы планируем продавать на $2,4-7,6 млн в год".<BR><BR><B>Экспорт с ближним прицелом</B><BR>"Вологодский подшипник" будет торговать не только продукцией ВПЗ (она относится к высшему, 6-му классу качества), но и подшипниками ОАО "Дагестанские огни" и ОАО "20-й Курский подшипниковый завод". В 2000-2001 годах ВПЗ приобрел контрольные пакеты акций обоих этих предприятий. Курский завод специализируется в основном на подшипниках для сельхозтехники, дагестанский -- на шарнирных. Кроме того, ТД займется экспортными отправками продукции ВПЗ, которые достигают сейчас 30% от общего объема производства. До августа 1998 года доля экспорта была значительно выше -- ВПЗ продавал за границу до 80% всех подшипников. Однако структура продаж была не столь привлекательной. В 2000 году ВПЗ заключил несколько чрезвычайно выгодных контрактов с мировыми автопроизводителями, в том числе с Polaris, John Deer и Daewoo. "Выйти на западные конвейерные производства тяжело, но очень выгодно, -- поделилась радостью руководитель пресс-центра ЗАО "ВПЗ" Елена Бухарина. -- Нам удалось вытеснить японские подшипники с американских конвейеров".<BR>Система качества продукции ВПЗ сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов ISO9001-94, QS9000 и ISO14001 (последний сертификат -- большая редкость для российских предприятий). Это, а также наличие налаженных связей с западными потребителями позволяет ВПЗ строить планы относительно поставок на новые заводы, которые будут открываться на Северо-Западе. В качестве таковых называются ЗАО "Форд Мотор Компани" (завод Ford во Всеволожске) и -- в перспективе -- завод John Deer.<BR><BR><B>Конкуренты</B><BR>У "Вологодского подшипника" на местном рынке есть несколько конкурентов. Это представительства Европейской подшипниковой корпорации (торгующей продукцией ОАО "Московский подшипник", Степногорского подшипникового завода (Казахстан) и Волжского подшипникового завода), Международного подшипникового концерна "Автоштамп" (ориентированного в первую очередь на Саратовский подшипниковый завод и СКФ "Евротрейд Актейболаг" (шведский концерн SKF AB)). Появление новой торгующей структуры их не беспокоит.<BR>"Нам все равно, -- говорит начальник петербургского коммерческого отдела "Автоштампа" Сергей Голубев. -- Мы торгуем только качественной продукцией прямо с заводов, никаких неликвидов, никакого брака. Так что "Автоштамп" своих позиций не потеряет".<BR>"Вологодский подшипник" -- не прямой наш конкурент, хотя по некоторым позициям мы пересекаемся. Хотят вологжане торговать напрямую -- флаг им в руки.<BR>Это соответствует и нашей концепции -- создание специализированных торговых структур производственных корпораций, вытеснение с рынка посредников, -- считает коммерческий директор ТД "Европейская подшипниковая корпорация -- Санкт-Петербург" Олег Воронин. -- Так что мы скорее сотрудники, чем конкуренты. Главное, чтобы они вели себя грамотно на рынке, не рушили цены. А конкурировать будем по качеству продукции".<BR><B>Справка</B><BR>ВПЗ запущен в 1970 году. Около половины акций ЗАО принадлежит его топ-менеджерам, 26% -- Саровбизнесбанку (Н. Новгород). В 2001 году выпущено 30,4 млн подшипников (около 20% общероссийского производства).