Дядька Чарлея одевается "от Бухинника"

Создатели спектакля "Яблочная леди" пошли протоптанным путем: взяли пьесу, написанную на основе популярного некогда голливудского фильма "Леди на час", дополнили ее парой американских мелодий типа "Нью-Йорк, Нью-Йорк" и кое-каким своим музыкальным материа

<BR><BR>Создатели спектакля "Яблочная леди" пошли протоптанным путем: взяли пьесу, написанную на основе популярного некогда голливудского фильма "Леди на час", дополнили ее парой американских мелодий типа "Нью-Йорк, Нью-Йорк" и кое-каким своим музыкальным материалом. Но эти апробированные ингредиенты отчего-то не соединились в шикарный коктейль, а от полученного в результате "ерша" -- сплошная головная боль. И главное -- скука!<BR><BR><B>Маскарад в Бруклине</B><BR>Сюжет спектакля подозрительно смахивает на "Тетку Чарлея". Этот старый фильм был использован отечественными кинематографистами, благодаря чему мы и узнали, что "в Бразилии очень много обезьян". В "Яблочной леди" от респектабельности и аристократизма матери (которая на самом деле торгует яблоками у одного из борделей Бруклина) тоже зависит счастье дочери, которую угораздило влюбиться в сына богатого испанского гранда. Гранд приезжает с инспекцией в Нью-Йорк. Тогда на выручку бедной пьянчужке приходит весь местный криминалитет. Главный бандит города поселяет Анни в дорогом отеле, добрые проститутки наряжают ее как куколку, отчего к героине мгновенно возвращается врожденный аристократизм. В трудную минуту, когда надо пустить пыль в глаза гранду и устроить роскошный бал, публичный дом закрывается и все путаны мобилизуются.<BR>В туалетах от Владимира Бухинника (а это именно он нарядил и солистов, и кордебалет в кринолины, фраки с буфами и живописные лохмотья) проститутки выглядят, как леди, а аристократы -- как бомжи. Поэтому затея удается в полной мере. На бал приходит даже мэр Нью-Йорка, в исполнении Анатолия Тукиша он вылитый Мистер Твистер -- карикатурный персонаж, подверженный коррупции и замеченный в связях с мафией. Короче, в ход идут не только мотивы первоисточника -- ленты знаменитых авторов, режиссера Франка Капры и сценариста Роберта Рискина, блокбастера 1933 года. Мелькают персонажи как две капли воды похожие на героев фильма "Здравствуйте, я ваша тетя!", и "Трехгрошевой оперой" отдает.<BR>Чтобы смикшировать анахронизмы, автор пьесы Олег Данилов слегка осовременил сюжет. Бандит выдает себя за известного русского писателя по фамилии Айда-Пушкин, он приезжает с другом, который зовется Сукин-Сын. Все они друзья и родственники русского царя Бориса Годунова, который живет в лучшем отеле Нью-Йорка. Все эти милые шутки были бы уместны в мюзикле, если бы он таковым являлся. Но главное, как мы знаем, для этого жанра -- музыка. Только она могла бы спасти все нелепости сюжета и диалогов. Но с музыкой "Яблочной леди" явно не повезло.<BR><BR><B>В тени статуи Свободы</B><BR>Когда у авторов аранжировок иссякают американские мелодии, приходится предъявлять что-то свое. Например, лирическую арию или дуэт влюбленных. Тут почему-то вступают "три струны", звучит что-то раздольное типа "Гляжу в озера синие", и этот-то музыкальный сэконд-хэнд выдается за хит. Русские народные мотивы плохо вяжутся с декорациями, изображающими статую Свободы и панораму с небоскребами. Авторы полагают, что находится известный памятник где-то посреди Манхэттена. Испанский гранд рассказывает: "Стоим мы вчера около статуи Свободы..." Кстати сказать, с некоторых пор этот вид Нью-Йорка навевает невеселые воспоминания.<BR>Второе непременное слагаемое успеха в мюзикле -- кордебалет. Выглядит он неплохо -- когда не танцует. На сцене вместо стройных рядов, знакомых нам теперь уже лишь по фильмам типа "Мулен Руж" и по смутным воспоминаниям о вымуштрованном балете "Фридрихштадт-палас", -- разброд и шатания. Пока один демонстрирует подобие батмана, другой уже "быстрой ножкой ножку бьет". Мимо нот танцуют буквально все. Или это метафора американской свободы, которой, собственно, и посвящен спектакль?<BR><BR><B>По зову сердца</B><BR>Если бы спектакль появился на нашей сцене лет 15 назад, никто бы не сомневался, что это -- социальный заказ. Тогда обязательным сюжетом в программе "Время" был рассказ об американских безработных, дававших интервью нью-йоркскому корреспонденту на фоне все той же статуи Свободы, а вашингтонскому корреспонденту -- на лужайке близ Белого дома. Сегодня рассказывать о том, как за счастье дочери опустившейся пьянчужки борется весь криминальный мир Нью-Йорка, а помогает проституткам и ворам лично мэр и косвенно господин президент, можно только по велению сердца. Действие идет через пень-колоду, персонажам самим не очень интересно во всей этой заварушке участвовать. И, обсуждая вопрос: "А зачем тебе все это надо?" бандерша и глава местной мафии так и не находят ответа. По велению сердца у человека, только что провернувшего аферу с продажей Бруклинского моста, как-то не очень получается.<BR>Так и у режиссера. Льву Рахлину, наверное, как и зрителям, хотелось бы, чтобы и актеры были на сцене первостатейные, и чтобы музыка состояла сплошь из шлягеров, которые бы распевали потом на улицах, и чтобы кордебалет по струнке ходил. Но вместо мюзикла на сцене Мюзик-холла наблюдается дефиле. Авторский вечер Владимира Бухинника. Костюмы его могут нравиться или нет, но они никого из персонажей ни разу не подвели. Обидно, конечно, что главный костюм "яблочной леди" по цвету слишком назойливо перекликается с формой отечественных гаишников. Не слишком убеждает и вид стеганных наподобие ватных одеял кринолинов, как и комбинезончиков на лямке, превращающих бруклинских путан в детишек, еще не вылезших из песочницы. Но в этом ли дело? Одеты герои вне эпохи и смысла, зато пышно и богато. Многоцветье радует глаз, а цветочные клумбы, заменяющие в финале-апофеозе головные уборы, поднимают настроение у горожан, попавших в Мюзик-холл с пыльных улиц.<BR>Собственно, для того и существует жанр мюзикла, и учреждение, именуемое Мюзик-холл, -- чтобы украшать жизнь, радовать и отвлекать от будней. И если это не получилось у композитора и режиссера, то спасать положение приходится дизайнеру.