Новый Петербург строят всем миром

Тенденции в строительном комплексе Петербурга обнадеживают. Растут масштабы строительства улучшается качество сдаваемых объектов. Более того, уже можно говорить о новой архитектуре Петербурга. Город постепенно приобретает новый облик.

<BR><BR>Тенденции в строительном комплексе Петербурга обнадеживают. Растут масштабы строительства улучшается качество сдаваемых объектов. Более того, уже можно говорить о новой архитектуре Петербурга. Город постепенно приобретает новый облик.<BR>В одной из своих статей архитектор Михаил Мамошин отмечает, что специфика современного строительства в Петербурге заложена в двойственном начале города, имеющего, с одной стороны, исторический центр, а с другой -- наследие советского периода.<BR>"Отражая в своем облике архитектурную культуру Европы, Северная Венеция на протяжении двух веков (с начала XVIII века до начала XX века) занимала достойное место среди других европейских столиц, -- пишет Михаил Мамошин. -- Правда, на первых этапах развития Петербурга архитектурная мода Запада доходила до нас с большим опозданием. Так, в частности, стиль барокко доминировал здесь еще долго после того, как на Западе стал культивироваться классицизм. И лишь к концу XIX -- началу XX века это отставание сократилось".<BR>У Петербурга, по мнению архитектора, есть еще одно редкое качество: здесь классика более классицистична, а барокко более барочно, нежели в объектах, которые инициировали эти архитектурные стили. Хотя Петербург зарождался в стиле барокко, доминирующим и знаковым стилем здесь является классицизм.<BR><BR><B>Петербургские</B><BR><B>небоскребы</B><BR>По мнению архитектора Юрия Митюрева, современная петербургская архитектура тянется ввысь, что объясняется чисто материальными факторами, а приводит в результате к осовремениванию архитектуры Петербурга. Известно, что именно дороговизна земли в американских городах привела к созданию небоскребов. Петербург не будет исключением. Стремление владельцев земли получить с нее как можно больше прибыли рано или поздно приведет к появлению небоскребов.<BR>По мнению архитекторов, в последнее время архитектурные власти Петербурга стали менее предвзято относиться к современным деталям города даже в центре. Конечно, не до такой степени, чтобы, например, "прилепить" стеклянный фасад к Дому книги, что было одной из спорных идей "Петербургского агентства недвижимости". В качестве примера "продвинутости" архитектурных властей могут служить стеклянные зеленые балконы в доме-башне на улице Одоевского, который был спроектирован под руководством Юрия Митюрова и в целом построен в 2001 году. По мнению архитектора, даже в новостроечных частях центрального города еще несколько лет назад такое было сложно себе представить.<BR>В типовой застройке советского периода каждый этаж был неотличим от другого. Сейчас это уже невозможно. Архитекторы пока не дошли до проектирования каждого этажа своей высоты, как, например, в большинстве зданий на Невском проспекте. Однако нафасадах городских новостроек "пояса" разных этажей отличаются друг от друга: всегда выделяенцоколь здания, особым образом оформлены последние этажи.<BR><BR><B>Хорошее русское слово</B><BR>Слово "таун-хауз" (от англ. town house, буквально -- "городской дом") несколько лет назад прочно вошло в новый русский лексикон. Этот тип сблокированных домов появился более 100 лет назад в Великобритании и быстро стал достойной альтернативой городским многоэтажным домам. Английский национальный тип жилища быстро распространился по странам и континентам.<BR>Классический таун-хауз представляет собой несколько секций, а фактически домов, с индивидуальным входом для каждой семьи и небольшими участками земли. Эти несколько домов объединены несущими стенами, общей крышей и инженерными коммуникациями. Как правило, это малоэтажная застройка. Редко когда таун-хауз вытягивается выше трех этажей. Каждая семья соседствует только с двумя секциями "по горизонтали", а "по вертикали" соседей нет.<BR><B>Будучи по сути своей современным явлением в городской архитектуре, петербургские таун-хаузы стремятся к традиционной городской эстетике. В их оформлении появляются разнообразные решетки и эркеры, что усложняет архитектуру "коробок", которые застройщики до недавнего времени предпочитали видеть более простыми. Петербургские таун-хаузы повторяют разноцветность петербургских фасадов. В новом жилом комплексе Каменки цвет оштукатуренных таун-хаузов переходит от охры до розоватого, что придает типовому жилищу.индивидуальность</B><BR>При разработке реконструкции коттеджей постройки 1925 года на Крестовском острове были использованы элементы архитектуры модерна. Проект выполнен в архитектурным бюро "Проспект" под руководством Александра Шендеровича. Архитектор уверен в том, что при реконструкции необходимо было придать зданиям облик, характерный для застройки Каменного и Крестовского островов.<BR>Как замечают архитекторы, метраж петербургских таун-хаузов постепенно увеличивается. Первые петербургские таун-хаузы едва достигали ширины 5,4 метра (заказчики считали, что большие площади будет трудно продать), то сейчас ширина достигла 7 метров.<BR><BR><BR><B>Краткий словарь петербургской архитектуры</B><BR>Петровское барокко. Стиль отличают простота объемных построений, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и сдержанность убранства. Одна из ярких примет петровского Петербурга -- шпилевидные завершения колоколен и башен.<BR><BR>Ранний классицизм (1760-1770). Определяющими качествами стиля стали четкость объемной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощенность фасадов и сдержанность убранства. Выдающиеся строения -- Академия художеств, Гостиный двор.<BR><BR>Зрелый классицизм (1780-1800). Эталоном считается Таврический дворец. Архитекторы предпочитают противопоставлять лаконичному объему стен вынесенный вперед колонный портик с фронтоном. Этот прием использован в композиции Смольного института.<BR><BR>Высокий классицизм (1800-1830). Стиль иногда определяют как ампир. На первый план выходит строительство крупных общественных зданий. Архитекторы прославляют государственное могущество России торжественной парадностью и подчеркнутой монументальностью. Выдающиеся строения -- Горный институт, ансамбль Биржи, здания Главного штаба.<BR>Ранняя эклектика (1830-1860). Идея стиля связана со стилизацией, суть которой в разнообразии выбора исторических прототипов. Для православных храмов привлекались формы византийского зодчества, для лютеранских церквей -- готики, для общественных зданий -- ренессанса.<BR><BR>Зрелая эклектика (1870-1900). Эпоха совпадает с периодом развития капитализма в России. Архитектура тяготеет к подчеркнутой репрезентативности форм, богатству и насыщенности декора.<BR><BR>Модерн (1890-1910). Поборники модерна стремятся к эстетическому преображению среды, органической целостности сооружений. Для стиля характерны свободное построение плана с перетекающими пространствами, живописно-асимметричная композиция объемов, текучесть форм, криволинейность очертаний. В отделке широко применялись майолика, мозаика, витражи.<BR>Конструктивизм. Направление начало развиваться в 1920-е годы. Его противопоставили показной роскоши простоту и подчёркнутый утилитаризм. Архитекторы разрабатывают такие новые типы зданий, как Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни.<BR><BR>"Сталинский" неоклассицизм.. Помпезно-монументальный стиль известен также как "сталинский ампир". Здания должны были стать грандиозным воплощением советской идеи в архитектуре, символом величия и мощи создавшего их государства.<BR><BR>Борьба с излишествами. В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" (1955) утверждалось, что "советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений". Как излишества стали восприниматься высокие потолки, большие комнатамы, кухни и коридоры, делавие строительство чрезмерно дорогим, а также строительство жилых зданий по индивидуальным проектам. Массовое строительство панельных пятиэтажек "хрущевок" началось после визита Никиты Хрущева в США и его знакомства с индустриальным домостроением.