"В частной школе детей любить легче потому, что их меньше"

Участники круглого стола "Мифы и правда о частных школах" в РГПУ имени Герцена стремились обозначить конкурентные преимущества рынка частного образования.

<BR><BR>Участники круглого стола "Мифы и правда о частных школах" в РГПУ имени Герцена стремились обозначить конкурентные преимущества рынка частного образования.<BR><BR>Анаит Тотолян,<BR>директор школы №29<BR>Василеостровского района:<BR>"Часто случается так, что по тем или иным причинам ученику трудно осваивать программу в государственной школе, и мы сами рекомендуем ему выбрать частную школу. Но действительность такова, что, к сожалению, в частную школу приходят работать те же учителя, которые 5 дней работают в государственной школе, поэтому кадровый вопрос остается одним из самых актуальных. И еще не всегда учитывается, что для НОУ необходимы свои учебники и свои учебные программы. Наверное, это болезнь частных школ, здесь есть над чем думать и работать, так как одни и те же учебники для школ разных типов -- это, безусловно, минус нашей системы образования. Частные школы должны и сами работать в этом направлении, а сегодня здесь на выставке новых педагогических методик я не увидела ни одной методики, представленной представителями частных школ. В целом концепция образования в частных школах должна отличаться от концепции государственного образования, она не должна быть калькой государственного образования, как это происходит по большей части сейчас".<BR><BR>Владимир Андреев,<BR>директор НОУ "Экстерн" и "Обучение в диалоге":<BR>"Вот мои коллеги говорят о мифах, сложившихся вокруг частных школ. Так давайте же не будем сами создавать эти мифы! Сегодня идет речь о том, что выпускники частных школ продолжают обучение в основном на платных отделениях вузов. Ничего подобного. Согласно данным социологических исследований и по моему собственному опыту, 95% выпускников нашей школы поступило как раз на бюджетные отделения. Мы работаем со спортивными школами олимпийского резерва, с театральными школами-студиями, и все эти ребята занимаются у нас 2-3 раза в неделю. Самое, наверное, главное заключается в том, что мы предоставляем учащимся свободу выбора -- по какой программе и с какой интенсивностью заниматься. Да и что касается наших учителей, то практически никто из них не совмещает работу у нас с работой в государственной системе образования".<BR><BR>Александр Белоусов,<BR>доцент кафедры детской литературы СПб Университета культуры и искусств:<BR>"Говорят, нет дыма без огня. А я говорю -- есть! Множество мифов окружает частные школы, и, разбираясь в мифе "частная школа -- для проблемных детей", давайте уясним, что такое "проблемный ребенок".<BR>Как говорил Сталин, нет человека -- нет проблемы. Стало быть, это обычный "человеческий фактор", а говорить о детях "проблемных" означает признавать, что с другими детьми никаких сложностей в обучении и воспитании не возникает. В советское время была весьма жесткая система обучения, то есть если ученик проявлял характер, вел себя не как все, то его могли запросто выкинуть вон из школы, а альтернативы не существовало. Формировалась непроблемная масса общества. Возникновение частных школ -- единственная альтернатива этому наследию прошлого. Это шанс индивидуализировать образование, чего не может сделать большая, громоздкая, неприспособленная государственная школа.<BR>И главное не в отсутствии методик и технологий обучения. Надо просто любить свое дело, и в первую очередь -- детей, а в частной школе любить их легче даже потому, что их меньше. Главное, чтобы из школы выходил здоровый и любимый ребенок".<BR><BR>Константин Ушаков,<BR>заведующий кафедрой Управления человеческими ресурсами Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:<BR>"Не надо воспринимать любовь как профессиональную характеристику. Из-за слишком теплого отношения часто страдают дети, и лично я из-за чрезмерной любви многих своих воспитанников посадил не в тот жизненный поезд. Любовь -- это такое давление на ребенка извне, которое уничтожает в нем свободу выбора. А в частной школе учат той форме поведения, которая помогает в будущем стать счастливым человеком.<BR>Дело в том, что в государственной школе сложилось отношение к обучению как к религии со всеми вытекающими отсюда догмами. Иная точка зрения, реализуемая в частных школах, -- это отношение к обучению как к услуге, что означает поиск новых образовательных стандартов и эксперименты в этой области.<BR>Считается, что частная школа -- для богатых. Но это школа, во-первых, не для богатых детей, а для богатых родителей, во-вторых, для тех родителей, которые считают себя в силах платить деньги за качественное обучение своих детей. Человек может зарабатывать 30-40 тысяч и не считать себя способным тратить деньги на образование детей, так что это вопрос нашей ментальности. Образование ребенка -- это лифт для его подъема в собственную жизненную нишу, и частные школы четко представляют, какую нишу они готовят для ребенка".<BR><BR>Наталья Евдокимова,<BR>председатель постоянной комиссии по социальным вопросам Законодательного собрания Петербурга:<BR>"Мы много говорим о бесплатном образовании, но бесплатным бывает только сыр в мышеловке. А частные школы предлагают высокий уровень образования, но за деньги. И все же я считаю, что именно НОУ -- плацдарм для разработки механизма принципиально новой школы. И в случае частного, и в случае государственного образования должно быть подкрепление бюджетными средствами, а до тех пор, пока не принята законодательная основа для этого, все останется пустыми разговорами. Сегодня учителя-энтузиасты уходят в частные образовательные учреждения в погоне за деньгами, поэтому школы поставлены в неравные условия. Но не надо бросаться на решение этой проблемы "с шашками наголо".<BR><B>Справка</B><BR>В Петербурге 68 негосударственных школ, из них государственную аккредитацию имеют 23. Среди петербургских НОУ шесть национальных школ (три еврейские, одна грузинская и две немецкие), восемь религиозных, три оздоровительные, две с экономическим уклоном, одна театральная и др.<BR>Кроме того, три школы имеют лицензии на экстернат, а четыре являются структурными подразделениями вузов. (П.Кол.)