Страховщики грузов повышают бдительность

Страховые компании, работающие на рынке страхования грузов, стали более придирчиво проводить отбор рисков, принимаемых на себя. На ужесточение контроля компании подвигает резко возросшее в последнее время число мошенничеств.

<BR><BR>Страховые компании, работающие на рынке страхования грузов, стали более придирчиво проводить отбор рисков, принимаемых на себя. На ужесточение контроля компании подвигает резко возросшее в последнее время число мошенничеств.<BR>Как поясняют сами страховщики, торговым компаниям невыгодно содержать собственный транспортный парк. Как правило, они нанимают на один рейс водителя, владеющего собственным грузовиком, и страхуют возможные риски в страховой компании.<BR>Такая схема приводит к тому, что у мошенников появляется широкое поле деятельности. Поэтому теперь, после череды крупных страховых выплат, связанных с обманом мошенниками водителей или же недобросовестностью самих водителей, компании стараются работать с проверенными компаниями или частными лицами.<BR><BR><B>Мошенники</B><BR><B>активизируются</B><BR>"В настоящее время рынок страхования грузов растет, а значит, количество потенциальных клиентов увеличивается. Однако проблемы есть. Одна из тревожных тенденций рынка страхования грузоперевозок -- рост числа крупных страховых случаев, -- говорит Юрий Коваленко, начальник отдела страхования грузов САО "Прогресс-Нева". -- Сумма четырех крупнейших выплат нашей компании по этому виду страхования уже превысила 3,28 млн рублей. Самый большой убыток -- в 1,17 млн рублей -- причинили нам именно мошенники, разгрузившие фуру с сантехникой по фальшивым документам".<BR>"Страховые компании реагируют на такую ситуацию двумя путями: или увеличивая тарифы, или проводя более жесткий отбор рисков, принимаемых на страхование, -- комментирует Юрий Коваленко. -- Что касается нашей компании, то мы ужесточили проверку перевозчиков и приняли в прошлом году в отдел андеррайтинга, отвечающего за проверку риска и расчет стоимости страховки, специалиста, занимающегося исключительно андеррайтингом грузов. Причем особое внимание он уделяет работе с перевозчиками и экспедиторами".<BR><BR><B>Тарифы подрастают</B><BR>По словам Юрия Коваленко, еще одной из последних тенденций рынка можно назвать рост тарифов по страхованию грузов. Основной причиной этого роста, по его мнению, стали события на мировом рынке перестрахования. Как пояснил он "ДП", сама "Прогресс-Нева", к примеру, перестраховывает все риски по грузоперевозкам, ответственность по которым превышает $20 тысяч. А поскольку при грузоперевозках ценность груза очень часто превышает этот порог, рост перестраховочных тарифов сказался на страховании грузов более значительно, чем на других видах страхования.<BR>"Рост рынка страхования грузовых автоперевозок сдерживает незначительное число автотранспортных предприятий с собственным автопарком, -- добавляет андеррайтер по страхованию грузов "Прогресс-Невы" Сергей Семенков. -- В основном погоду на рынке делают частные перевозчики, которые нередко не в состоянии обеспечить надежность перевозки. Соответственно, для страховой компании риск очень велик". <BR>"Объемы страховых премий в Петербурге по классическому страхованию грузов составляют около $10-20 млн, -- полагает Евгений Дубенский, директор по страхованию СК "Русь". -- В подавляющем большинстве заключают договор страхования три группы страхователей. Во-первых, экспортеры, в том числе продавцы товара, у которых по условиям поставки требуется наличие страхового полиса. Во-вторых, покупатели, в том числе и импортеры, которые понимают необходимость приобретения страховой защиты. В-третьих, компании, которые занимаются организацией грузоперевозок".<BR>По мнению Евгения Дубенского, увеличения рынка страхования грузов непосредственно из-за реализации крупных транспортных проектов вокруг Петербурга не произойдет. Скорее на рынок положительно повлияет увеличение общей деловой активности и появление новых экспедиторских фирм. Что касается возможности увеличения тарифов по страхованию грузов, то, по мнению Евгения Дубенского, оно вряд ли произойдет в обозримой перспективе. Хотя тарифы по страхованию автотранспорта, возможно, и вырастут.<BR><BR>CIF меняется на FOB<BR>Татьяна Колесникова, начальник отдела страхования грузов ОАО "Российско-Британская страховая компания "Гайде", одной из самых значительных тенденций рынка на сегодня считает переход большинства российских экспортеров на так называемые условия поставки FOB.<BR>Согласно этим условиям, практически все риски по доставке груза ложатся на покупателя. В то время как раньше многие компании работали по условиям поставки CIF, предусматривающим доставку груза за счет продавца и обязательное его страхование. Разумеется, российские экспортеры страховали грузы в российских же страховых компаниях. Теперь же груз страхует зарубежный покупатель в своей страховой компании.<BR>Негативным фактором, сдерживающим развитие рынка страхования грузов, Татьяна Колесникова считает то, что бюджетные холдинги и государственные предприятия практически не страхуют свои грузы, перевозимые внутри России. В то время как раньше они были одним из серьезнейших клиентов страховщиков.<BR>Впрочем, по мнению Алексея Назарова, начальника отдела страхования грузов и судов страховой компании "Русский мир", в настоящее время рынок уже выходит из пиковой ситуации оттока клиентов на условия поставки FOB.<BR>"Переход на эти условия был напрямую связан с дефолтом 1998 года, когда доверие к российской экономике в целом и российским страховщикам в частности резко упало. Сейчас же намечается возврат, хотя и медленный, к прежней ситуации, -- сказал он "ДП". -- Конечно, если у экспортера есть контракт на условиях поставки FOB, то просто так на CIF он не перейдет. Для этого рынку необходим серьезный толчок, сравнимый по силе с тем, что произвел дефолт".<BR>По мнению Алексея Назарова, рост рынка страхования грузов сдерживается на сегодня двумя факторами: бедностью и отсутствием страховой культуры.<BR>"Под последним я подразумеваю то, что наши компании изначально, еще при заключении договоров, не закладывают расходы на страхование груза в сумму сделки, -- пояснил Алексей Назаров. -- Разумеется, когда к ним приходит страховой агент со своими предложениями, их представители говорят: "Да мы бы с удовольствием, но откуда деньги взять?"