00:0023 апреля 200200:00
18просмотров
00:0023 апреля 2002
Наращивая объемы выпуска товаров для косметического ремонта, производители не заметили, как обошли спрос по показателю темпов роста. Если потребление отделочных и лакокрасочных материалов последние 2-3 года увеличивалось ежегодно на 25-30%, то прирост объ
<BR><BR>Наращивая объемы выпуска товаров для косметического ремонта, производители не заметили, как обошли спрос по показателю темпов роста. Если потребление отделочных и лакокрасочных материалов последние 2-3 года увеличивалось ежегодно на 25-30%, то прирост объемов производства составил по меньшей мере 50% в год.<BR>Замедление темпов роста производства в начале 2002 года свидетельствует о том, что первый этап развития этого рынка -- рост плавно перешел в следующий этап -- зрелость. Другими словами, прирост совокупного объема выпуска продукции опережает прирост емкости рынка. Теперь производители лакокрасочных материалов, обоев, облицовочных плиток думают больше о том, как потеснить конкурентов на рынке, а не о том, где взять средства на расширение производства.<BR><B>В среднем по России прирост производства обоев, красок, облицовочной плитки, линолеума, паркета, дверей и окон, сухих смесей в</B><BR>I квартале 2002 года снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За прошедший год у производителей образовался значительный товарный запас готовой продукции, и увеличения его объема они допускать не хотят.<BR><BR><B>Кирпич дорожает быстро</B><BR>Цены на лакокрасочную продукцию и отделочные материалы за 2001 год почти не изменились. Рост цен на большинство этих товаров отставал от инфляции по крайней мере в 2 раза. Сказывается высокий уровень конкуренции в этом сегменте рынка, ведь ни один из производителей не контролирует более 20% рынка.<BR>Сконцентрировать производство мешает распределение производственных мощностей. Например, производство обоев есть почти в каждом российском регионе. Похожая картина складывается в производстве напольных покрытий, облицовочной плитки, лакокрасочных материалов. К этому добавляется высокое предложение товаров из стран СНГ, прежде всего из Белоруссии, и изобилие продукции из стран дальнего зарубежья.<BR>Для строительного сектора российской промышленности такая ситуация нетипична. Общая тенденция на рынке строительных товаров -- рост цен. Ценовой разрыв между отечественной и импортной продукцией сокращается с каждым днем. За 2001 год цены на большую часть промышленно-строительных товаров российского производства выросли на 40-60%. Иностранная продукция за тот же период подорожала лишь на 10-15%.<BR>Отпускные цены растут вслед за ростом затрат производителей на электроэнергию и транспорт. Благодаря высокой концентрации производства определенного товара в регионе (то есть когда одна компания контролирует более 35% локального рынка) производители могут без ущерба для себя поднимать цены. На петербургском рынке "монопольное" положение занимают производители кирпича и цемента.<BR><BR><B>Заграница нам поможет</B><BR>В отличие от многих российских предприятий, производители строительных товаров создавали свою сбытовую структуру по образу и подобию западных компаний. Суть ее сводится к тому, что производитель занимается исключительно производством, а сбыт товара организован через специально созданных региональных дистрибьюторов. Они, как правило, поставляют продукцию на строительные площадки, мелким оптовикам и в розницу.<BR>Созданные производителем дистрибьюторы зависимы от производителя и обычно специализируются на продаже определенного ассортимента продукции. В противовес им на рынке действуют многопрофильные оптовики, которые, как правило, работают с небольшими хозяйственными и строительными магазинами.<BR>Отделочные материалы на петербургском рынке предлагают около 350 компаний. Общее количество компаний не менялось последние 3 года. Зато количество предложений по некоторым видам продукции за счет расширения производителями ассортимента выросло за эти годы в несколько раз.<BR><BR><B>Приятная неожиданность</B><BR>На многих рынках России сейчас проявляется смещение спроса в сторону иностранной продукции. Эта тенденция почти не коснулась рынка строительных товаров. Российские покупатели стали проявлять больше интереса к импортному линолеуму и обоям, однако рост доходов не повлек за собой заметного увеличения спроса на импортные краски и керамическую плитку.<BR>Пережил трудные времена и возродился завод "Пигмент", крупнейший в СССР производитель лакокрасочных материалов. Два года назад это предприятие начало преобразовываться в холдинг во главе в ОАО НПФ "Пигмент". Сейчас новоиспеченные дочерние компании самостоятельно закупают сырье, арендуют у головного предприятия машины, агрегаты и помещения и в дальнейшем сами продают произведенный товар. Почти весь 2000 год производственные мощности завода показывали еле заметные признаки жизни. Но с начала 2001 года арендаторы производственных площадей и оборудования "Пигмента" начали активно наращивать производство. Выпуск краски в городе на Неве, по данным Петербургкомстата, вырос за 2001 год почти в 6 раз по сравнению с 2000 годом.<BR>В целом доля импорта на рынке по многим товарам не достигает и 10%. Причину этого явления следует искать в создании в России совместных предприятий. Там используются иностранные техника и технологии на базе местного дешевого сырья и дешевой рабочей силы. По мнению специалистов, качество отечественных материалов все еще уступает импортным аналогам, но постепенно улучшается. Так что у иностранной продукции остается все меньше шансов доминировать на рынке. Предприятия, сумевшие использовать современные технологии, производят товары, которые могут успешно конкурировать на российском рынке с импортом.<BR>Типичным примером служит производство керамической плитки. Законодателями моды на этот материал в России считаются итальянские фирмы. Большинство российских производителей керамики завозят сырье из Магнитогорска, Новгородской области, с Северного Урала. Сырье для глазури вместе с дизайном покупается в Италии. Именно на итальянском оборудовании и не без помощи итальянских инвестиций производство керамической плитки в России растет.<BR>Например, крупнейший производитель керамической плитки в России -- ЗАО "Велор" было основано в 1988 году как совместное российско-итальянское предприятие. За последнее время компания увеличила объем производства более чем в 2 раза. Уникальность предприятия в том, что оно располагает собственной сырьевой базой. Во многом именно это обстоятельство послужило мотивом для итальянских бизнесменов вложить деньги в строительство завода в Орле.<BR><BR>