Битва за бутылку на столе у губернатора еще впереди

С приходом Владимира Путина к власти в Кремле увеличилось потребление сырокопченой колбасы. Этот факт не замедлила использовать в своих целях компания -- поставщик мясных продуктов.

<BR><BR>С приходом Владимира Путина к власти в Кремле увеличилось потребление сырокопченой колбасы. Этот факт не замедлила использовать в своих целях компания -- поставщик мясных продуктов.<BR>Надо полагать, в Кремле, да и в других государственных учреждениях, едят не только колбасу, но почему-то остальные компании никак не используют свою приближенность к власти. А петербургские поставщики Смольного и Законодательного собрания вообще побаиваются такой близости, для них власти города -- лишь еще один клиент в длинном списке. Странно.<BR><BR><B>Грех не пользоваться</B><BR>Как известно, до революции производители колбасных, хлебных и других изделий, спиртных напитков долго и упорно добивались права поставок к царскому двору. А добившись, гордились этим и старались максимально использовать. Звание "поставщик двора" служило хорошей рекомендацией и было безукоризненным рекламным ходом. Официальные поставщики царского двора добивались значительного увеличения объема продаж, простой народ хотел приблизиться к венценосным особам любым способом. Внуки и правнуки поставщиков двора Его величества отрекомендовывались: "Мои предки поставляли мясо (дичь, мед, рыбу и т.д.) самому царю".<BR>На современном рынке поставщиков громогласно заявить о себе решились пока только москвичи. На всю страну зазвучал рекламный девиз ЗАО "Микояновский мясокомбинат": "Официальный поставщик Кремля с 1933 года!"<BR>В ходе мини-опроса у корреспондента "ДП" сложилось впечатление, что петербургские поставщики попросту боятся или стесняются рекламировать свои смольнинские и заксовские поставки. Ни "Мултон" (говорят, депутаты с удовольствием пьют соки "Нико"), ни "Чистые ключи" (вода "Святой источник" стоит на различных заседаниях администрации Петербурга) не кричат о "высоких" клиентах.<BR>"Наш "Святой источник" стоит на столе и у Президента. Так что Смольный для производителей -- это ничто", -- сказали в ЗАО "Неско", официальном дистрибьюторе в Петербурге ЗАО "Чистые ключи". В "Мултоне" вообще заявили: "Это скрывать надо, а не афишировать. Народ, узнав о поставках в ЗакС, например, перестанет покупать нашу продукцию, еще и обругают". Правда, оба автора высказываний наотрез отказались представляться.<BR>К кремлевским властям у народа, видимо, доверия больше. По крайней мере по словам директора по маркетингу ЗАО "Микояновский мясокомбинат" Олега Тимошишина, после известной рекламной кампании по результатам 2001 года объем продаж увеличился на 60%, а в денежном выражении -- на 87%. "Мы сделали ставку на имперские амбиции населения. Люди обычно думают, что то, что едят "наверху", действительно вкусно и качественно. Соответственно, начинают эту продукцию покупать", -- рассуждает Олег Тимошишин.<BR><BR><B>Бутылка на столе</B><BR>С петербургскими "властными" столовыми работают полтора-два десятка городских производителей и поставщиков. Если компании, производители мяса и овощей, действительно не всегда готовы использовать своих клиентов в корыстных целях, то на рынке прохладительных напитков, по идее, должны разгораться битвы за то, чья бутылочка будет стоять на столе во время каких-либо заседаний или совещаний. Продакт плейсмент, так широко применяемый в кино, на официальных встречах вполне уместен.<BR>"Пока я не слышал о случаях, когда какая-нибудь компания заказывала, чтобы именно ее напиток стоял на той или иной официальной встрече, но думаю, это очень эффективное вложение денег. Присутствие бутылки с определенной этикеткой на каком-нибудь совещании будет заснято и затем растиражировано в выпусках новостей", -- считает Николай Бункин, директор РА "Твин Продакт Плейсмент".<BR>В Петербурге в бутылочном вопросе царит хаос, все зависит от чиновников, отвечающих за снабжение: как бог на душу положит, такие напитки они и поставят на стол. "Когда проходил отчет правительства, на столах стояли бутылки со "Святым источником". Во время встречи президента Хорватии с Шитаревым мы ставили кока-колу. А вообще, каждый раз все по-разному происходит. Единственное требование: разделять минеральную воду -- с газом и без. А какой марки вода -- не столь и важно. Иностранцы, например, предпочитают воду без газа. Бывают встречи, на которые мы выставляем пепси или кока-колу, но конкретно этого никто не требует", -- бесхитростно рассказывает директор Смольнинского комбината питания Владимир Лисицкий.<BR>"Каждое заседание или собрание обеспечивается самыми различными марками минеральной воды. Мы ставим депутатам и "Мариинскую", и "Нарзан", и "Святой источник"... Никто никого не лоббирует, никто не высказывает особых пожеланий", -- вторит ему директор столовой Мариинского дворца Людмила Степанова.<BR><BR><B>Котлета и макароны</B><BR>Петербургские депутаты и чиновники в еде и питье неприхотливы. "Губернатору все равно, что пить. Но чаще он предпочитает либо воду "Святой источник", либо несладкий чай. В еде он тоже непритязателен. Ему достаточно и картошки с котлетой", -- уверен Владимир Лисицкий.<BR>Ежедневно в смольнинской и заксовской столовых расходуется приблизительно по 100 кг продуктов. По словам директоров столовых, их "подопечные" едят все, но в последнее время предпочитают овощи и супы-пюре. Владимир Лисицкий рассказал, что большим спросом пользуется рыба, причем не столько деликатесная семга, сколько демократичные сельдь и корюшка. А вот в Кремле налегают на колбасу -- главным образом сырокопченую. "С приходом Путина количество потребляемой продукции нашего мясокомбината там значительно возросло", -- радуется Олег Тимошишин.<BR><BR><B>Официальные объяснения</B><BR>Официально компании, причастные к питанию представителей власти, слишком осторожно и "корректно" подходят к своей приближенности. "Кричать о том, что нашу воду пьют в Смольном, не совсем корректно. Хотя изначально мы пользовались рекламой -- она была связана с русской православной церковью. Мы поставляем "Святой источник" в Смольный и в Кремль, но нигде это не афишируем и уж тем более не строим на этом рекламу", -- заявил директор филиала ЗАО "Чистые ключи" Сергей Шадчин.<BR>В петербургском ресторане "Русская рыбалка" часто обедают официальные лица. Там были, например, Владимир Путин и Жак Ширак. Однако это знаменательное событие никак не отразилось на рекламной кампании ресторана.<BR>"Мы не собираемся это афишировать и использовать в рекламных целях, поскольку хотим быть корректными по отношению к властям. К тому же для использования факта визита Президента необходимо получить разрешение протокольной службы. У нас в ресторане есть стена с фотографиями наших гостей и их подписи с пожеланиями удачи. Владимир Путин тоже оставил свою подпись и несколько теплых слов-пожеланий в наш адрес", -- рассказала управляющая рестораном "Русская рыбалка" Светлана Ржевцева. (В.К.)