00:0022 апреля 200200:00
15просмотров
00:0022 апреля 2002
ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) и иранская судостроительная компания Iran Marine Industrial Co (Sadra) подписали протокол о намерениях по совместной работе над проектом "Хазар" (Khazar).
<BR><BR>ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) и иранская судостроительная компания Iran Marine Industrial Co (Sadra) подписали протокол о намерениях по совместной работе над проектом "Хазар" (Khazar).<BR>Специалисты ВСЗ построят блоки колонн и понтоны плавучей буровой платформы, стоимость которых может достигать нескольких миллионов долларов.<BR>Этот договор может стать козырной картой выборгских судостроителей в борьбе за ряд заказов на иранском рынке.<BR><BR>Не мытьем, так...<BR>"Хазар" -- давняя цель ВСЗ. Еще в 2000 году выборгский завод подал заявку на участие в тендере, который проводила Иранская государственная нефтяная компания. Предметом тендера был подряд на строительство полупогружной буровой платформы для шельфа Каспийского моря и судов обеспечения для нее.<BR>Проект платформы СS-25 водоизмещением 25 тысяч тонн для иранцев разработала шведская компания GVA Consultants. По условиям тендера, подрядчик должен был построить ее за 32 месяца. Предположительная стоимость контракта составляла $280 млн, на него претендовали 9 судостроительных компаний со всего мира.<BR>Однако почти сразу стало понятно, что победитель в тендере будет определяться не столько по экономическим, сколько по политическим параметрам. Сам тендер несколько раз откладывался "в связи с изменением технических заданий", и в итоге весной 2001 года было объявлено, что платформа будет построена на иранской верфи Sadra. (Несмотря на то что российские и сингапурские судостроители предлагали более выгодные условия, а иранцы вообще никогда не строили полупогружные платформы.)<BR><BR><B>Восток -- дело тонкое</B><BR>ВСЗ продолжил борьбу за право строить три судна обеспечения для "Хазара". Он предложил иранцам проект универсального судна Moss 505 норвежского конструкторского бюро Moss Maritime -- давнего партнера ВСЗ. Общая стоимость трех судов водоизмещением 2,3 тыс. тонн, оснащенных противопожарным оборудованием, составляла $55 млн. Но тендер на суда обеспечения в прошлом году был признан несостоявшимся.<BR>Поскольку по условиям ре-тендера генеральный подрядчик должен обеспечить 51% иранского участия в проекте, ВСЗ применил поистине восточную дипломатию. 18 апреля в Выборге прошли переговоры между руководством ВСЗ и Sadra, на которых судостроители договорились о совместных действиях: ВСЗ указывает Sadra в качестве партнера на ре-тендере по судам обеспечения, а Sadra поручает выборжанам изготовление блоков колонн и понтонов "Хазара". Это масштабная, хотя и не слишком дорогая работа. На ВСЗ по норвежскому заказу строится в 2 раза большая платформа CS-50, общая стоимость которой превысит $300 млн. Однако выборгская верфь пока строит для нее только основание -- понтоны, колонны, рабочую платформу, стоимостью около $35 млн.<BR>Участие ВСЗ в "Хазаре", очевидно, будет еще скромнее по стоимости. Предполагается, что выборгские специалисты поедут в Иран, где и будут выполнять свою часть работ. Их стоимость может составить несколько миллионов долларов. Одновременно ВСЗ будет готовиться к повторному тендеру на суда обеспечения, который состоится в июне текущего года. Кроме ВСЗ в нем будут участвовать восемь верфей из Сингапура, Норвегии, Голландии, Китая и Германии.<BR><BR>От простого к...<BR>"Очевидно, что зарубежные заказчики стараются отдать российским верфям только корпусные работы -- большие по объему, дешевые по деньгам. Но мы сейчас не можем отказываться и от таких работ, -- считает генеральный директор ОАО "Выборгский судостроительный завод" Сергей Завьялов. -- Главное -- выйти на мировой рынок, зарекомендовать себя в качестве надежных и качественных партнеров и постепенно увеличивать долю своего участия в заказах. Мы так и стараемся поступать -- степень достройки размещенных у нас норвежских заказов увеличивается с каждым новым контрактом".