Туроператоры теряют святые острова

Водный туристический сезон 2002 года начался со скандала: туроператоры, фрахтующие корабли для круизных туров на Валаам и Кижи, заявили о том, что их владелец ОАО "Пассажирский порт" (ПП) отказывается пролонгировать договоры на фрахт судов.

<BR><BR>Водный туристический сезон 2002 года начался со скандала: туроператоры, фрахтующие корабли для круизных туров на Валаам и Кижи, заявили о том, что их владелец ОАО "Пассажирский порт" (ПП) отказывается пролонгировать договоры на фрахт судов.<BR>По словам руководства "Итус-Тура", одного из фрахтователей кораблей, это связано с желанием владельцев ОАО "Пассажирский порт" продать компанию. ПП принадлежит ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП). Руководство СЗП опровергает эти заявления. Они заявляют лишь о желании самостоятельно эксплуатировать свой флот. К 2004 году компания намерена конролировать до 90% этого рынка. Так или иначе, специалисты туристического бизнеса констатируют начавшийся передел местного рынка водного туризма.<BR><BR>"На ремонт!"<BR>По словам и.о. генерального директора ПП Андрея Антонова, сокращение срока фрахта судов связано с желанием модернизировать их. "Мы действительно ничего не можем сказать в настоящее время о пролонгации договора на фрахт на 2003 и 2004 годы, поскольку сейчас решается вопрос о модернизации флота и источниках его финансирования. Наша первоочередная задача -- это обследование механизмов судов и детальное изучение рынка", -- заявил Андрей Антонов.<BR>Перемены, связанные с эксплуатацией флота, начались в ОАО "Пассажирский порт" еще в прошлом году. Руководство ПП сократило срок фрахта собственных судов с местными туроператорами с 5 до 2 лет и создало компанию "Русские круизы", которая сама стала "ставить туры" на Ладогу и по Волго-Балту. ОАО "Пассажирский порт" имеет в собственности большой и малый флоты, речной вокзал, гостиницу и ремонтно-эксплутационную базу (РЭБ). Большой флот включает шесть судов (301-го и 588-го проектов): "В. Белинский", "Кронштадт", "Санкт-Петербург", "Попов", "Родина" и "Петрокрепость", вмещающих по 300 пассажиров каждый. Малый флот насчитывает более полутора десятков судов. Его уже полностью эксплуатируют "Русские круизы".<BR>Основными фрахтователями большого флота последние 10 лет являются две туркомпании -- "Итус-Тур" (два корабля -- "Кронштадт" и "Санкт-Петербург") и представительство французкой компании "Мондотур" ("В. Белинский"), а также Паломническая служба Валаамского монастыря (ОМ-383).<BR>В этом году срок договора на фрахт теплоходов с компаниями "Итус-Тур" и "Мондотур" истекает. В настоящее время компаниями ведутся переговоры с ОАО "Пассажирский порт" о пролонгации договора на последующие навигации -- 2003 и 2004 годов.<BR>"Лично мне ничего конкретного по этому поводу не говорят. Я отправила два письма на имя генерального директора СЗП Михаила Лобина. Но конкретного ответа не получила. У меня есть сведения, что ОАО "Пассажирский порт" собираются продать, а потому не хотят обременять компанию договором о фрахтовании с посторонними фирмами", -- заявила генеральный директор компании "Итус-Тур" Светлана Градина. В компании "Мондотур" комментировать ситуацию отказались, но один из сотрудников фирмы на условиях анонимности подтвердил, что разговоры о продаже ПП действительно ведутся.<BR><BR>"Вынесем все!"<BR>Генеральный директор ОАО "Северо-Западное пароходство" Михаил Лобин заявил, что сейчас "Итус-Туру" отказали в пролонгации фрахта на корабль "Санкт-Петербург". "В 2002 году он будет поставлен на капитальный ремонт", -- объяснил он.<BR>Однако, как сказали в "Русских круизах", четырехпалубный теплоход "Санкт-Петербург" стоит у них в расписании. Первый рейс на Валаам и Кижи состоится 7 июня.<BR>"Получается, что нас обманули. Теплоходы "Кронштадт" и "Санкт-Петербург" наша турфирма фрахтует с 1993 года. Изначально оба корабля были просто в ужасном состоянии: ни уюта, ни комфортабельной обстановки. Только в один теплоход мы вложили более $100 тысяч. Так что если дальнейшего сотрудничества не получится, я вывезу все, что туда вложила, -- от занавесок до холодильников, находящихся в каждой каюте", -- угрожает Светлана Градина.<BR><BR>"Не продадим!"<BR>В ООО "Новые программы и концепции", владеющем СЗП, на вопрос корреспондента "ДП" о возможной продаже ОАО "Пассажирский порт" дали следующий комментарий: "В настоящее время холдинг и СЗП завершили подготовку пассажирского порта и круизного флота к навигации 2002 года. Есть все основания и уверенность полагать, что навигация будет успешно проведена".<BR>Заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "Северо-Западное пароходство" Андрей Гуськов так объяснил ситуацию: "В СЗП считают, что благодаря "Русским круизам" порту удалось занять более весомую долю в малом флоте и в перевозках по рекам и каналам. "Русские круизы" были созданы в целях исследования, формирования турпродукта и сбыта конечному потребителю без посредников. Мы занимали 15-20% по пассажирским перевозкам в Северо-Западном регионе в 2000 году. Благодаря новой системе управления, включающей разделение функций эксплуатации и сбыта услуг ("Пассажирский порт" и "Русские круизы"), в прошлом году мы заняли 40-45%. К 2004 году планируем занять 90% рынка. Слухи о том, что ОАО "Северо-Западное пароходство" собирается продать "Пассажирский порт", спровоцированы. Предполагается консолидация функций и единоначалие управления всем пароходством.<BR>СЗП намерено и дальше зарабатывать деньги в этом бизнесе, но это не исключает стратегического партнерства с прежними крупными фрахтователями, работающими в своей нише".