Подарок придворного ювелира шведской королевы

Пять строгих латинских букв, сохранившихся с незапамятных времен на фасаде дома №10 по Большой Морской, вопреки ожиданиям, приведут заинтересовавшегося пешехода из прошлого в настоящее, и даже -- в будущее. Имя Bolin принадлежит потомку ювелиров Император

<BR><BR>Пять строгих латинских букв, сохранившихся с незапамятных времен на фасаде дома №10 по Большой Морской, вопреки ожиданиям, приведут заинтересовавшегося пешехода из прошлого в настоящее, и даже -- в будущее. Имя Bolin принадлежит потомку ювелиров Императорского двора России и нынешнему придворному ювелиру Королевского двора Швеции. Впрочем, среди клиентов Болина сегодня не только коронованные особы, но и знаменитости из мира бизнеса, спорта, музыки.<BR>Как нам стало известно, господин Кристиан Болин планирует возвращение знаменитой ювелирной династии в Россию. И, возможно, в скором времени в Петербурге откроется ювелирный салон прославленной фирмы. Ну а пока работы Болинов можно увидеть в коллекции Эрмитажа.<BR><BR>Шведская династия мореплавателей (фамилия Болин по-шведски звучит как Булин, а "булинь" -- это снасть на паруснике) прервалась, став русской династией ювелиров, почти случайно. В самом начале 1830-х годов в Петербург (в это время здесь жили 465 тыс. человек, а к концу века -- уже около 1 млн) прибыли братья Болины: Карл Эдуард и Генрик Конрад. Карл Эдуард Болин женился на дочери придворного ювелира Андреаса (Андрея Георгиевича) Ремплера и стал бухгалтером, а затем и совладельцем фирмы, которая стала называться "Ян и Болин" (по именам двух зятьев Ремплера), затем "Болин и Ян" и наконец "Болин". В начале XIX века ювелирных фирм в России не было, мастера выполняли конкретные заказы, работая с семьями и одиночными клиентами. По существу, первую петербургскую ювелирную фирму создал выходец из Швеции Карл Эдуард Болин. Дела шли успешно, в 1839 году прошение фирмы о присвоении звания Поставщика Высочайшего Двора было удовлетворено. В 1849 году в ювелирной мастерской на углу Невского и улицы Грязной работало около 50 сотрудников.<BR>Крымская война 1853-1856 годов поставила многие обеспеченные семьи перед необходимостью продажи фамильных драгоценностей. Обращавшиеся в "Болин" с просьбой выкупить за полцены некогда приобретенные у него украшения получали отказ: "Мы готовы выкупить проданное однажды, но только по той цене, по которой продавали!" Согласно семейной легенде Болинов, это произвело неожиданный эффект: вместо продажи старых украшений клиенты принялись покупать новые. В 1862 году Карл и его семья были признаны достойными русского подданства.<BR><BR>Карл Эдуард Болин -- основатель фамильного дела обрел славу "самого искусного мастера Петербурга", именно его имя с 1874 года высечено над входом дома №10 по Большой Морской.<BR>Дела фирмы шли весьма успешно, и было принято решение об открытии филиала в Москве. Братья разделились, и Генрик Конрад отправился открывать новое дело. Тогда столицей был Петербург: здесь продолжили изготовление стильных дорогих ювелирных украшений, а в московской фирме сделали ставку на более доступное серебро -- посуду и предметы культа. На современном антикварном рынке порой встречаются хрустальные изделия "Болин" в серебряных оправах того времени.<BR>В 1864 году Карл Эдуард скончался (ему было 58 лет). Его сыновья Эдуард и Густав в 1874 году купили дом на Малой Морской (тогда -- №12) и устроили там шикарный магазин-мастерскую, увековечив фамилию отца над входом.<BR>В конце XIX -- начале XX века ювелирное искусство расцвело наипышнейшим цветом: все мало-мальски значимые события отмечались подарками из золота и бриллиантов, в домах стали популярными разнообразные статуэтки, бусы носились в три ряда и дополнялись диадемами, брошами, заколками, кольцами и браслетами. Заказы текли рекой, а о мастерстве Болина писали: "солидность работы, не вредящая изяществу, блеск, не вредящий вкусу".<BR>В Москве не менее успешно шло производство серебряных изделий. Когда в 1888 году Генрик умер, его дело продолжил один из многочисленных детей -- Вильгельм Джеймс. Он-то и предложил и в Москве открыть магазин элитных украшений "К.Э. Болин". Из Петербурга в Москву отправлялись эксклюзивные драгоценности, из Москвы в Петербург -- высококлассное серебро. Москвич Вильгельм отказался от титула придворного ювелира, ибо хотел сохранить шведское гражданство, а петербуржцы Эдуард и Густав в 1912 году стали потомственными русскими дворянами фон Болинами.<BR>В то же время появилась и конкуренция: в Россию потянулись западные ювелиры. Пьер Картье развернул деятельность в Петербурге, а Бушерон -- в Москве. Первого в 1910 году выгнали из города за продажу золота без клейма в гостинице "Европейская". Второй свернул свою деятельность позже, уже после революции, когда его посланника ограбили и убили в поезде Баку -- Москва.<BR>Несладко пришлось в революцию и Болинам. Будучи уже в преклонном возрасте, Эдвард уехал к родственникам в Германию, а Густав умер в 1916 году в Петрограде. Магазин был закрыт, имущество конфисковано. Ювелирные украшения для граждан не входили в сферу интересов новой России. Чудом сохранилось несколько предметов обихода "Болин" и коллекция эскизов драгоценных украшений, которая сегодня находится в Эрмитаже.<BR><BR>"Наиболее интересным с исторической и художественной точки зрения является подносное блюдо, подаренное императору Николаю II донским казачеством, -- говорит старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Лариса Завадская. -- Самые интересные экземпляры пропали в 20-е годы". Не исключено, что произведения Болина до сих пор находятся в частных руках, а владельцы об этом и не подозревают.<BR>Однако бывшему москвичу Вильгельму удалось сохранить традиции и открыть производство на исторической родине. Сам король Швеции Густав V присутствовал на открытии магазина "В.А. Болин" в Стокгольме в 1916 году, и Вильгельм практически сразу стал его придворным ювелиром. Сегодня фирма по-прежнему носит имя "В.А. Болин": сына Генрика Конрада Вильгельма Джеймса, которого по-русски звали Василием Андреевичем.<BR>Более 70 лет в России это имя не произносилось. А ювелиры фирмы времени не теряли, совершенствуя свое мастерство. С 20-х годов они увлеклись платиновыми брошами, в 50-е делали игривые броши-корзинки из золота и эмали с жемчугом, в 70-е -- драгоценные настольные часы и шкатулки, в 80-е и 90-е славились жемчужными колье и серебряной посудой. Сегодня ювелирные украшения фирмы "В.А. Болин" носят не только королевские особы, но и поп- и рок-звезды, политики, финансовые магнаты, известные художники.<BR>Петербург хранит память о прославленном ювелире в фондах Государственного Эрмитажа, а фирма "В. А. Болин" не забывает о России. Русский художник Алексей Помеликов разрабатывает дизайн ювелирных яиц "Болин". С октября 2001 по январь 2002 года в Кремле экспонировалась выставка ювелирных творений фирмы. Выставку открывали король Швеции Карл XVI Густав и королева Сильвия.<BR><BR>Наряду с шедеврами из Эрмитажа, Петергофа и Исторического архива вместе с современными ювелирными украшениями и столовым серебром на выставке было представлено уникальное кресло, созданное специалистами фирмы "В.А. Болин". Ручки кресла украшены золотыми узорами, ножки окантованы золотыми "уголками", а с пурпурной кожи боковых стенок гордо смотрят двуглавые орлы из драгоценных металлов. Представитель шестого поколения ювелиров Кристиан Болин намерен преподнести это кресло России в качестве официального дара. Размышляя о дальнейшей судьбе этого подарка, можно предположить, что это элегантное произведение ювелирного искусства найдет свое место не в фондах музеев, а, например, в реставрируемой загородной резиденции президента России в Стрельне.