00:0012 апреля 200200:00
14просмотров
00:0012 апреля 2002
После принятия главы 25 Налогового кодекса (НК) налог на прибыль уменьшился с 35 до 24%. Но у некоторых местных предприятий он, напротив, вырос более чем в 4 раза.
<BR><BR>После принятия главы 25 Налогового кодекса (НК) налог на прибыль уменьшился с 35 до 24%. Но у некоторых местных предприятий он, напротив, вырос более чем в 4 раза.<BR><BR>Рафаэль Саркисян, председатель совета директоров АООТ "МКО "Севзапмебель":<BR>"С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 "Налог на прибыль" НК, согласно которой ставка налога на прибыль составила 24% и отменены все льготы, в том числе льгота при осуществлении капитальных вложений. Правительством РФ декларируется сегодня политика снижения налогового бремени предприятий, но мы считаем, что после вступления в действие главы 25 НК налоговое бремя предприятий, осуществляющих капвложения в развитие собственной производственной базы, увеличивается.<BR>Так как до принятия главы 25 НК максимальная ставка по налогу на прибыль составляла 35%, при этом существовала льгота по капитальным вложениям, которая позволяла не облагать налогом до 50% налогооблагаемой прибыли по федеральной части налога и до 100% по региональной части (Петербург). В этой ситуации совокупная ставка по налогу на прибыль у активно инвестирующих в собственные производственные фонды предприятий составляла всего 5,5%. Таким образом, при сегодняшней ставке 24% резерв инвестиционных возможностей предприятия сокращается на 18,5% от налогооблагаемой прибыли, так как, с точки зрения финансовой устойчивости предприятия, именно прибыль после налогообложения является основным источником капитальных вложений. Мы утверждаем, что отсутствие инвестиционной льготы по налогу на прибыль может послужить фактором торможения развития производственных мощностей, что приведет к снижению инвестиционной привлекательности производственных предприятий и темпов роста ВВП -- основного источника поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.<BR>Правительству необходимо вмешаться в сложившуюся ситуацию и вернуть промышленным предприятиям льготу, при условии осуществления капитальных вложений только в производственные фонды".<BR><BR>Антон Данилов-Данильян, начальник экономического управления Президента РФ:<BR>"Принятое в главе 25 НК решение о снижении ставки налога на прибыль с одновременной отменой льгот и вычетов по данному налогу направлено на формирование налогового законодательства, отвечающего принципам нейтральности и горизонтальной справедливости. Следует сразу отметить, что подобные льготы приводят к издержкам для экономики и при принятии решения об их применении необходимо взвесить возможные последствия.<BR>Меры по сохранению таких льгот представляются избыточными: они позволяют уменьшать базу налога на суммы, существенно превышающие экономические издержки (фактически при таком положении возможно вычесть из базы налога расходы на финансирование капитала дважды -- при осуществлении этих расходов за счет инвестиционной льготы и за счет вычета начисленной амортизации. В число явных издержек прежде всего следует включить потери доходов бюджета. Другой вид явных потерь от применения льгот заключается в том, что иx наличие создает возможности для ухода от налогообложения. При наличии льгот изменяется и структура доходности после налогообложения различных видов деятельности по сравнению с той, что была бы при их отсутствии, что в конечном итоге приводит к неэффективному размещению ресурсов.<BR>Реально льготы по налогу на прибыль в пределах 50% прибыли могут быть использованы только теми предприятиями, которые уже функционируют в отрасли и имеют достаточную прибыль. Таким образом, те фирмы, которые недавно созданы и недавно начали деятельность на некотором рынке, вынуждены конкурировать не просто с давно действующими в отрасли предприятиями, но в условиях, когда эти предприятия могут получить преимущества путем применения льгот. Это обстоятельство является важным в ситуации, когда в связи с кризисом доверия вновь создающиеся и входящие в отрасль предприятия нe могут привлечь достаточных средств для финансирования своих расходов. Хочется отметить, что проблема отмены конкретных льгот должна рассматриваться в комплексе, так как ограничение возможностей налогоплательщика в одном компенсируется расширением его возможностей в другом. Наконец, следует отметить, что, по заключениям экспертов, представляющих развитые страны, нынешнее совокупное налоговое бремя в России является одним из самых низких, что, к примеру, в Конгрессе США даже воспринимается многими парламентариями как шаг в сторону оффшорного налогового режима".<BR><BR>Валентин Поляков, генеральный директор ОАО "Петмол":<BR>"Изменения в Налоговом кодексе, касающиеся налога на прибыль, "Петмолу" облегчения не принесли. С другой стороны, мы и не проиграли. Однозначно выиграли от этого новые предприятия. Для тех же, кто вкладывал всю прибыль в развитие, это, конечно, не очень. Впрочем, я не думаю, что ситуация с льготами имеет массовый характер. Чтобы их получать, надо ежегодно строить новые цеха или еще что-то.<BR>Сейчас убрали все льготы (мы, например, раньше имели льготы на упаковку по детскому питанию), и я считаю, что это правильно. Уже какой-то порядок! Дело в том, что я не верю в способность наших контролирующих органов проверить, сколько на самом деле ты вложил в развитие: 5 млн или 10 млн рублей. Это очень сложно. В результате кто-то пользовался льготами бесконтрольно. Мог спокойно показать прибыль 15 млн рублей, написать, что осуществил капвложения в развитие производственной базы на 12 млн и получить льготу. Сейчас же появляется налоговая чистота. Невозможно сделать что-то хорошее, не ущемив что-то или кого-то".<BR><BR>Александр Никонов, директор по финансам и экономике ОАО "Пивоваренная компания "Балтика":<BR>"В Петербурге ставка налога на прибыль составляла 30%. Я не думаю, что в действительности кто-то платил 5,5%. У нас эффективная ставка была на уровне 16%: "Балтика" много инвестирует, но и прибыль у компании тоже большая. Для таких предприятий, как "Севзапмебель", для тех, кто вкладывал деньги в долгосрочное развитие, инвестиционные возможности стали хуже. Предпринимать что-либо в связи с этим мы не планируем -- глава 25 НК уже принята".<BR><BR>Финансовый директор крупного петербургского предприятия:<BR>"Для нас принятие нового налога неприятно, но не смертельно. За столько лет мы научились работать в любых условиях. Налог на прибыль для нас, конечно, возрос: 5,5% мы, конечно, не платили, не вся прибыль уходила на инвестиции. 10% -- максимум, что было. Но к новому порядку мы готовились заранее. Приняли ряд законных, нормальных мер, чтобы налоговое бремя легло на нас не в полной мере. В общем, я считаю, что собираемость налога на прибыль от этого не увеличится. Но пересматривать все время налоги -- тоже не здорово. Раз сейчас приняли, 2-3 годика хотелось бы поработать в стабильных условиях, а там, если Правительство увидит, что положение с собираемостью не улучшится, то посмотрим. Но все это, подчеркиваю, -- моя личная точка зрения. Наш генеральный директор очень недоволен введением этого налога".<BR><BR>