00:0012 апреля 200200:00
19просмотров
00:0012 апреля 2002
По мнению экспертов, самая полная из возможных экспозиций художника, она не включила основные изобретения выходца из мелитопольского уезда.
<BR><BR>По мнению экспертов, самая полная из возможных экспозиций художника, она не включила основные изобретения выходца из мелитопольского уезда.<BR>Изобретений у Баранова-Россинэ немало: к примеру, в 1914 году он сконструировал оптофон -- цветозвуковое пианино, которое помимо звука источало свет. К сожалению, на выставку дубли первого оптофона не привезли, и единственное доступное место, где сегодня можно увидеть цветомузыкальный инструмент, -- это Центр Помпиду. Впрочем, на выставке имитируется один из музыкальных проектов Баранова-Россинэ, реализовавшийся в том числе в Москве в 1924 году: на стене можно увидеть компьютерную графику -- цветные каплевидные формы, пересекающиеся под музыку его современников. Любопытно, что музыкальные экзерсисы представлены в комнате-шепталке, изначально спроектированной так, чтобы слышать шепот всяк входящего и вставшего посредине -- это делает зрителя соучастником цветопредставления.<BR>Цветовые возможности раскрывает еще одно изобретение (1938 года) Баранова-Россинэ, которое долгие годы приписывалось кубисту Жоржу Браку -- это проект динамичного камуфляжа, превращающего в невидимые движущиеся и недвижимые объекты. Хоть данный проект тоже не представлен, на выставке эту идею вполне можно увидеть -- в синтезе пуантилизма и кубизма, увлекающих живописца. Большинство полотен -- и пейзажей, и портретов -- оставляют впечатление вздыбленной, колыхающейся, вибрирующей массы. Баранов-Россинэ дробит изображение на равновеликие геометрические формы, подчиняет их заданному ритму намеченного орнамента, который вводит зрителя практически в состояние транса. Иллюзия подвижности и внеплоскостной мерности достигается также за счет простого приема -- равномерные пуантилистические мазки, нанесенные на картину "шрих-кодом", как бы пряча, камуфлируя основное изображение (композиционно, как правило, более простое), дают ему новую энергию.<BR>Между тем от реальности спрятаться художнику не удалось: в Баранове-Россинэ распознали еврея, он погиб в Освенциме в предпоследний год войны.