Растущий сбыт поддерживается факторингом

Увеличение оборотов по операциям факторинга -- ответ кредитных учреждений на рост производства в стране и обострение конкуренции в банковском секторе краткосрочного кредитования.

<BR><BR>Увеличение оборотов по операциям факторинга -- ответ кредитных учреждений на рост производства в стране и обострение конкуренции в банковском секторе краткосрочного кредитования.<BR>В кредитном портфеле среднего петербургского банка доля краткосрочных кредитов (до 1 года) достигает 80% от общей суммы выданных кредитов. На срок более года банки отдают деньги с особой осторожностью.<BR>В противовес российские компании и рады бы взять кредит на 3-4 месяца, но уже не могут: столько набрали в долг, что дать банку в залог нечего, а факторинг -- это беззалоговая форма финансирования.<BR>Высокая конкуренция на многих товарных рынках заставляет производителей и дистрибьюторов идти покупателям на уступки и отдавать товар с отсрочкой платежа, пусть даже по более высоким ценам. В этом случае объем оборотных средств производителей и поставщиков сокращается. Благодаря такому стечению обстоятельств банковские аналитики рассчитывают в текущем году заработать на факторинге в 2-3 раза больше, чем в прошлом.<BR><BR><B>Трудные клиенты</B><BR>Факторинговые операции российские коммерческие банки начали осваивать относительно недавно. И из года в год число игроков этого рынка увеличивается. Наиболее известные в Петербурге -- АБ "ИБГ НИКойл", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк".<BR>Некоторые из отечественных кредитных учреждений уже вступили в международные ассоциации факторинговых компаний, например АБ "ИБГ НИКойл" -- член International Factors Group S.C. Большая часть потребителей факторинговых услуг в Петербурге -- малые и средние компании с высокой оборачиваемостью средств и рентабельностью, как правило, не менее 5%. В их число попадают производители и поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса, поскольку такие товары наиболее ликвидны и их оборачиваемость не столь велика, как промышленных товаров.<BR>Крупные компании -- производители или поставщики трудно реализуемого товара со сроком реализации более 6 месяцев -- банки кредитовать опасаются. Это касается судостроителей, мебельных фабрик и т.п.<BR>В последнее время к услугам факторинговых компаний присматриваются поставщики туристических услуг, телекоммуникационные компании. Это дает им возможность предоставить клиенту услугу, например, путешествие в Таиланд с отсрочкой платежа. Сначала человек едет, а потом платит.<BR><BR><B>Е-факторинг</B><BR>Развитие рынка факторинга многие банки связывают с планами компаний осваивать региональные рынки. По логике банков, компании, выходящие на региональный рынок, больше чем кто-либо другой нуждаются в оборотных средствах и страховании риска неплатежа со стороны региональных покупателей.<BR>Помимо этого банк-фактор берет на себя учет продаж поставщика и контроль дебиторской задолженности. Клиент банка в любой момент может получить информацию о движении товара и состоянии дебиторской задолженности через Internet.<BR>Одно из преимуществ факторинговых операций для клиента -- возможность минимизировать затраты по уплате налогов в бюджет. При погашении задолженности дебитора (покупателя) перед клиентом наличными деньгами в адрес банка-фактора не взимается налог с продаж, так как эти средства не связаны с реализацией работ/услуг.<BR><BR><B>Цена вопроса</B><BR>Развитие регионального факторинга для банков -- одна из приоритетных задач. Но не все банки, да и не в каждом регионе имеют свои представительства и хорошо знают покупателей. Поэтому зачастую осуществляет финансирование поставок в адрес региональных дебиторов с правом регресса к поставщику.<BR>То есть банк в случае неоплаты дебитором (покупателем) счета-фактуры имеет право потребовать от своего клиента (поставщика) возместить ранее уплаченную ему сумму.<BR>Обычно фактор выплачивает авансовый платеж в размере от 50 до 90% от суммы счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Процент финансирования зависит от платежной дисциплины дебитора (покупателя товара). Оставшаяся часть денег перечисляется поставщику после полного расчета банка с дебитором. Из этой суммы банк забирает комиссионное вознаграждение за каждый день с момента выплаты досрочного платежа до дня поступления соответствующих денежных средств на счет банка -- 0,03-0,08% в день. Факторинговое обслуживание с правом регресса к поставщику снижает риски фактора, комиссионное вознаграждение в этом случае ниже.<BR>Помимо комиссионного вознаграждения фактор взимает плату за обслуживание клиента -- контроль дебиторской задолженности -- это, как правило, единовременный ежемесячный платеж. Его величина зависит от месячного количества счетов-фактур, которые банк принимает от поставщика.<BR><BR><B>Скользкая тема</B><BR>Основное требование банка-фактора к потенциальному клиенту -- предоставить историю дебиторской задолженности покупателей за последние полгода. И чем больше в этом списке окажется постоянных клиентов, тем проще, дешевле и в большем объеме можно получить кредит. А чем выше оборот, тем ниже сумма комиссионного вознаграждения банка. <BR>Обычно банки ограничивают объем кредита на каждого покупателя. Например, не более $55 тысяч на одного клиента.<BR>Специалисты по кредитованию приветствуют инициативу клиента открыть расчетный счет в банке-факторе. Но это делать для получения кредита не обязательно.