00:0011 апреля 200200:00
14просмотров
00:0011 апреля 2002
Число лизинговых компаний в предстоящие 2-3 года может вырасти в несколько раз. И главной движущей силой этого процесса станет не отмена лицензирования этого вида деятельности с начала 2002 года, а увеличение числа клиентов в различных отраслях народного
<BR><BR>Число лизинговых компаний в предстоящие 2-3 года может вырасти в несколько раз. И главной движущей силой этого процесса станет не отмена лицензирования этого вида деятельности с начала 2002 года, а увеличение числа клиентов в различных отраслях народного хозяйства.<BR>К услугам лизинговых компаний обращаются уже не только предприятия с высокой оборачиваемостью средств (торговые, транспортные компании, пищевики), но и предприятия, где операционный цикл свыше 1 года (машиностроительные, электротехнические заводы). Причем количество, объем, сложность и продолжительность реализуемых проектов возрастают.<BR>Это подталкивает учредителей лизинговых компаний -- банки, международные финансовые фонды, финансово-промышленные группы -- распределять риски по проектам, открывая новые лизинговые фирмы, которые будут специализироваться на определенных видах станков, механизмов, транспортных средств.<BR>Пока в Петербурге реально действует около 20-25 компаний. Наиболее крупные из них -- ЗАО "Балтийский лизинг", DeltaLeasing, ЗАО "РТ-Лизинг", ЗАО ФК "Балтинвест", ООО "Глобус-Лизинг", ООО "Петербургская Лизинговая Компания". Почти все они -- дочерние структуры крупных банков.<BR><BR><B>Вовремя сообразили</B><BR>Пока банки активно финансируют сделки лизинговых компаний с производителями продуктов питания, полиграфической продукции, дорожно-строительной техники, бумажно-беловых изделий. Но наибольшей популярностью у кредитных организаций пользуется легковой автотранспорт. Его по лизинговой схеме приобретают предприятия всех отраслей.<BR>Грузовой транспорт пользуется спросом у автотранспортных, промышленных предприятий для доставки своей продукции. Причем грузовики покупаются в основном отечественного производства, а легковые автомобили -- заграничного.<BR>В начале 2002 года обороты по операциям с легковым автотранспортом снизились в несколько раз из-за вступивших в силу изменений Налогового кодекса -- срок амортизации дорогих автомобилей, главным образом иномарок, увеличился в 2 раза.<BR>Это чуть было не подорвало лизинговый бизнес. Но в Министерстве РФ по налогам и сборам быстро сообразили и выпустили приказ -- БГ-3-02/98 от 26 февраля 2002 года, вернувший все на свои места.<BR><B>Эксклюзив</B><BR><B>Именно в сфере автомобильного транспорта лизинговые компании и банки</B><BR>достигли наилучших результатов. Некоторые лизингодатели предоставляют автомобили в кредит по беззалоговой схеме. В этом случае лизинговая компания заключает договор с поставщиком на условиях обратного выкупа товара по заранее оговоренной цене. Этим банк и лизинговая компания страхуют себя от неплатежеспособности лизингополучателя. Клиенту достаточно заплатить аванс 20-30%, и он получит автомобиль.<BR>В противном случае менеджеры банка хотят видеть у клиента достойный кредита залог, расчетный счет в банке и минимум год безубыточной работы клиента.<BR><BR><B>Тяжелый вопрос</B><BR>В другие отрасли народного хозяйства банки вкладывают средства с особой осторожностью.<BR>Руководители кредитных учреждений сомневаются, что специалисты лизинговой компании смогут оценить все риски, связанные с финансовой арендой кораблей, самолетов.<BR>Из-за многообразия способов государственного регулирования финансовые менеджеры банков и лизинговых компаний опасаются финансировать крупные технологически сложные проекты, связанные с приобретением плавсредств, летательных аппаратов, военной техники, экологически небезопасного оборудования.<BR>Последние события на рынке авиаперевозок служат тому примером. Из-за экологических соображений с 1 апреля 2002 года власти европейских государств ввели ограничение по шумам в аэропортах стран -- членов ЕС. В список запрещенных к приему в этих странах самолетов попали самые распространенные в российских авиакомпаниях марки: ИЛ-86, ТУ-134, ТУ-154Б. И хотя эти события могут подтолкнуть российские авиапредприятия к обновлению парка самолетов, многие руководители лизинговых компаний не связывают с этим особых надежд на увеличение оборота.<BR><BR><B>Структура рынка</B><BR>В последнее время наметилась тенденция к сокращению стоимости лизинговых услуг, главным образом за счет снижения стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования лизинга, и увеличения сроков кредитования.<BR><B>В общем объеме кредитов, выданных на срок более 1 года, доля лизинга в большинстве петербургских банков колеблется в пределах 10-15%. В небольших банках доля лизинга выше, чем в крупных. Это отличие связано с тем, что маленькие</B><BR>банки редко участвуют в крупных проектах по среднесрочному и тем более долгосрочному кредитованию. Да и лизинг как форма кредитования для них менее рискован.<BR>Оптимальный срок кредитования для российских банков -- от 1 года до 4 лет. Лизинговые операции большей продолжительностью, как правило, проводят компании, кредиторами которых являются иностранные банки и международные финансовые фонды.<BR>Существенной разницы в процентных ставках между лизингодателями с российским и иностранным капиталом нет.<BR>