Коллектив поможет Эстонии увеличить продажи в Россию

Эстония рассчитывает на то, что в ближайшее время Россия перестанет применять двойные пошлины на эстонские товары. Надежду эстонской стороне внушает твердое решение России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которой Эстония состоит с 1999

<BR><BR>Эстония рассчитывает на то, что в ближайшее время Россия перестанет применять двойные пошлины на эстонские товары. Надежду эстонской стороне внушает твердое решение России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которой Эстония состоит с 1999 года.<BR><B>Все дело в особенности процедуры вступления страны в ВТО. По регламенту, та или иная страна может стать членом ВТО лишь после того, как проведет двусторонние консультации и урегулирует</B><BR>вопросы торговли с каждым из членов ВТО. Любая страна, желающая присоединиться к ВТО, должна договариваться и с руководством международной организации, и отдельно с каждым государством, входящим в нее. Именно на необходимость двусторонних консультаций и рассчитывает Эстония.<BR><BR><B>История вопроса</B><BR>"Эстония и Россия до сих пор не заключили двустороннего соглашения о торговле. Страны, с которыми у России нет соглашения о торговле, можно пересчитать по пальцам", -- рассказывает постоянный представитель Эстонии в ВТО Клайд Кулль. Подобные заявления сами по себе не новость. Россия отменила режим наибольшего благоприятствования в торговле с Эстонией в 1994 году. После этого шага эстонские товары стали облагаться в России двойными по сравнению с большинством государств пошлинами. Эстонские официальные лица неоднократно заявляли, что воспринимают сложившуюся ситуацию в торговле с Россией как дискриминационную.<BR>Когда Эстония вступила в ВТО в 1999 году, эстонские чиновники выразили надежду, что "старший брат" в лице международной организации заставит Россию отменить двойные пошлины. Не получилось. В отличие от Эстонии, Россия не была членом ВТО и законы этой организации на нее не распространялись. В результате в 1999 году объем торговли между двумя странами снизился до рекордно низкого уровня -- около $650 млн (9% от всего внешнего товарооборота Эстонии). На российском рынке присутствуют эстонские товары (молочные продукты, продукты рыбопереработки, химической промышленности, деревообработки), однако режим двойных таможенных пошлин не устраивает эстонскую сторону. В 2001 году, по предварительным статистическим данным ГТК РФ, товарооборот России c Эстонией составил $1,5 млрд (1% всего товарооборота РФ).<BR>Сейчас Эстония рассчитывает поднять вопрос о режиме наибольшего благоприятствования в торговле на двусторонних переговорах с Россией о вступлении последней в ВТО. "Пока нет режима наибольшего благоприятствования, мы не можем продвинуться в переговорах, -- поясняет Клайд Кулль. -- До последнего времени замминистра экономического развития и торговли России Максим Медведков, который ведет переговоры по вступлению России в ВТО, не был готов предложить решение проблемы. Эстония может только ждать. Сейчас мяч на российской стороне".<BR><BR><B>"Свиная" война</B><BR>Оптимизма Эстонии прибавляет опыт решения торговых вопросов в рамках ВТО. В 1999 году между Эстонией и Латвией разгорелась так называемая "свиная" война.<BR>Частичная потеря российского рынка для латвийских животноводов нанесла серьезный удар по фермерам. Объемы сбыта упали, а импорт продуктов из Эстонии и Литвы возрос в 1,5 раза. К 1999 году каждый второй килограмм продаваемой в Латвии свинины был экспортирован из Эстонии. Латвия готовилась к вступлению в ВТО и не решалась вводить барьеры на пути товаров из других стран.<BR>В конце концов было принято решение ввести на пути эстонской и литовской свинины заградительные ввозные пошлины. "Ситуация осложнялась тем, что к тому моменту Латвия уже стала членом ВТО, а Эстония еще нет", -- вспоминает Клайд Кулль.<BR>Вопрос разрешился после того, как Эстония вступила в ВТО. Стороны не стали прибегать к помощи системы разрешения и урегулирования споров, которая существует в ВТО. После продолжительных консультаций правительство Латвии отозвало из парламента законопроект о введении квот на ввоз свинины. Война угасла сама собой.<BR><BR><B>Как начиналась ВТО</B><BR>Свою историю Всемирная торговая организация (ВТО) ведет от Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade), которое было подписано в 1947 году. ГАТТ создавалось как временное соглашение, регулирующее торгово-политические отношения государств-участников до вступления в силу Устава Международной торговой организации, которую предполагалось создать в рамках ООН. Участниками ГАТТ стали 23 государства, которые достигли договоренности о взаимных тарифных уступках, то есть о снижении ставок пошлин по согласованным товарным позициям. ГАТТ было межправительственным многосторонним соглашением, но в силу своего "временного" характера не подлежало ратификации странами-участницами и не вошло в силу де-юре.<BR>Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в результате многосторонних торговых переговоров Уругвайского раунда, продолжавшихся с 1986 до конце 1993 года. Соглашение об учреждении ВТО было подписано министрами 104 государств в 1994 году в городе Марракеше (Марокко). Пакет договоренностей Уругвайского раунда состоит из упомянутого Соглашения об учреждении ВТО и приложений к нему. Приложения содержат правовые соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Пакет договоренностей рассматривается как единое целое и является обязательным для подписания страной-кандидатом при вступлении.<BR>ВТО представляет собой институциональную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей, содержащихся в приложениях, а также выполняет функции организатора будущих торговых переговоров.<BR>Организационно-правовой механизм ВТО состоит из трех частей: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 года (ГАТТ-1994). Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). На долю ГАТТ-1994 приходится 4/5 всего объема правовых документов ВТО.<BR>В 1990 году СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ, который перешел в 1992 году к Российской Федерации. В 1993 году Россия направила официальное заявление о присоединении к ГАТТ в качестве полноправного члена. В связи с образованием в 1994 году ВТО Россия приняла решение о присоединении к организации.<BR>Процесс присоединения к ВТО носит односторонний характер в том смысле, что все запросы и требования (включая тарифные уступки) выдвигаются членами ВТО в отношении присоединяющейся страны. Страна-кандидат не правомочна вести переговоры по получению дополнительных уступок, кроме тех, которые уже зафиксированы в документах ВТО.