00:0005 апреля 200200:00
30просмотров
00:0005 апреля 2002
Холдинг "Новые программы и концепции" (НПК), конструкторское бюро "Восток", Рыбколхозсоюз при участии Российского банка развития разрабатывают новую схему кредитования рыболовецких предприятий.
<BR><BR>Холдинг "Новые программы и концепции" (НПК), конструкторское бюро "Восток", Рыбколхозсоюз при участии Российского банка развития разрабатывают новую схему кредитования рыболовецких предприятий.<BR>Пилотным проектом в этой схеме может стать финансирование 10-15 рыболовных траулеров стоимостью $10 млн каждый, которые намерен построить НПК для Рыбколхозсоюза. КБ "Восток" Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения уже завершило работу над проектом (13720) данного судна.<BR>Проект разрабатывался около 9 лет, поскольку заказчик -- Рыбколхозсоюз постоянно предлагал вносить в него изменения. В итоге получился траулер, как считают на "Востоке", наиболее полно отвечающий нынешним требованиям к судам этого типа.<BR>"За последнее десятилетие условия работы российских рыбаков значительно изменились. Ресурсы прибрежных районов истощены, необходимы суда, способные работать в Мировом океане, причем с разным снаряжением -- донным и пелагическим тралами, ярусным тралом, -- говорит директор КБ "Восток" Сергей Никитенков. -- Кроме того, повысились требования к экономичности и экологической чистоте траулеров. Изменилась и тактика работы рыбаков -- если раньше суда работали на "коротком плече", постоянно сдавая выловленную рыбу на береговые и плавучие базы, то сейчас траулер должен перевозить и перерабатывать значительный объем рыбы".<BR>Траулер проекта 13720 отличается от судов, созданных в советское время, большим объемом трюма, более мощной энергетической установкой, насыщенностью современной техникой -- как судовой, так и рыбообрабатывающей. Благодаря этому удалось сократить численность экипажа с 60 до 34 человек.<BR>Стоимость судна, по мнению конструкторов, будет почти вдвое ниже, чем у зарубежных аналогов (мировая цена на среднетоннажный траулер составляет $17-18 млн).<BR><B>Рыба -- деньги -- траулер</B><BR>Но даже $10 млн для большинства российских рыболовецких компаний являются заоблачной суммой. Как сообщили специалисты КБ "Восток", по всей стране найдется два-три рыболовецких предприятия, у которых годовой оборот достигал бы ее. А распространенные во всем мире схемы кредитования строительства судов в России не работают, по крайней мере -- в рыбодобывающей отрасли.<BR>На прошлой неделе на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" прошло совместное совещание руководителей Рыбколхозсоюза, КБ "Восток" и холдинга "НПК". Было решено создать систему финансирования строительства головного судна, которую в дальнейшем можно будет применить на всей серии.<BR>Кредитором выступит Российский банк развития. Возможны три варианта: либо заказчик (НПК или один из богатых рыбодобытчиков) просто берет кредит, либо применяется схема с погашением российского госдолга -- "Северная верфь" на средства федерального бюджета строит корпуса судов с насыщением 20-45%, затем их передают на достройку в Испанию, а испанцы отдают в лизинг нашим рыбакам, постепенно погашая таким образом внешний долг России. Третий вариант -- НПК финансирует строительство самостоятельно, а затем одна из структур холдинга выступает в качестве лизинговой компании.<BR>"Задумано хорошо, но для реализации этой схемы необходимо добиться от государства выполнения двух условий, -- говорит главный специалист ЦНИИТС Илья Вайсман. -- Во-первых, гарантированного предоставления квот на биоресурсы той компании, которая строит судно. Причем на весь срок окупаемости, т.е. на 10 лет.<BR>Если эти квоты будут платными, то фиксированной ставки на те же 10 лет. Иначе ни один нормальный банк не станет кредитовать строительство: траулер построишь, а рыбы тебе не дадут. Во-вторых, отмены таможенных пошлин и НДС на ввоз комплектующих из-за рубежа. Без импортной техники современное судно, к сожалению, не построишь. А нынешняя система налогов и сборов удорожает траулер на 30%".<BR>По мнению судостроителей, необходимо принять соответствующий федеральный закон прямого действия. Он поможет не только реализации проекта "Востока" -- НПК -- Рыбколхозсоюза, но и отрасли в целом.<BR><B>Справка</B><BR>Центральное конструкторское бюро "Восток" организовано в 1955 году специально для проектирования рыбопромысловых судов. Специализировалось на крупнотоннажных траулерах, китобойных и рыбопромысловых базах, судах геологоразведки. Всего по проектам "Востока" построено около 800 судов.