00:0029 марта 200200:00
14просмотров
00:0029 марта 2002
Фильм интересен разве что с образовательной точки зрения, поскольку рассказывает о страницах американской истории, которых одни не знают, а другие предпочитают не помнить. В конце 1940-х, когда в СССР боролись с космополитами, в США -- этом зеркальном пар
<BR><BR>Фильм интересен разве что с образовательной точки зрения, поскольку рассказывает о страницах американской истории, которых одни не знают, а другие предпочитают не помнить. В конце 1940-х, когда в СССР боролись с космополитами, в США -- этом зеркальном партнере по "Холодной войне" -- тоже нашли внутреннего врага: коммунистов. Причем нашли их не у заводской проходной и не на сирых пашнях крестьянской бедноты, а натурально в Голливуде, среди национальных властителей дум. Одно время полушепотом назывались даже имена Хамфри Богарта и Чарли Чаплина. Эпоха маккартизма была крайне неприятным периодом даже для бывших членов компартии. Кто-то пошел на сотрудничество с Комиссией по антиамериканской деятельности, кто-то наотрез отказался, пошел в тюрьму и вышел оттуда с "волчьим билетом". Среди последних был и Герберт Биберман -- герой картины. Судя по всему, не самый талантливый из "голливудской десятки". Но явно самый принципиальный. Власти не дают ему работать дома и не пускают во Францию. Но он поедет в Нью-Мексико снимать революционное кино про бастующих шахтеров, походя отстреливаясь от наймитов ФБР и изобретая (с десятилетним опозданием) неореализм. Его многотрудный опус "Соль земли" отмечен во многих советских кинословарях и критической литературе как глубоко прогрессивный. Реконструкция съемок в "Одном из голливудской десятки" показывает, что разногласия Бибермана с Голливудом были отнюдь не эстетическими. Та же мелодрама. Те же честные слезы. Но при желании из "Одного..." можно вывести непростой вопрос, который авторы фильма, понятное дело, обходят: кто истории кино более ценен -- предатель Дмитрюк, продолживший снимать интересные фильмы, или честный и несгибаемый Биберман -- пионер "независимого" кино? Убийца Моцарт или жертва Сальери -- вечный вопрос.<BR><B>Артур Рымбович</B>