"Человек, которого не было"

Наконец на "лицензии" появился номинированный на "Оскара" последний каннский успех братьев Коэнов (приз за лучшую режиссуру пополам с "Малхолланд драйв" Дэвида Линча). Усталый парикмахер с невозмутимой миной Штирлица, его морально неустойчивая жена, "фирм

<BR><BR>Наконец на "лицензии" появился номинированный на "Оскара" последний каннский успех братьев Коэнов (приз за лучшую режиссуру пополам с "Малхолланд драйв" Дэвида Линча). Усталый парикмахер с невозмутимой миной Штирлица, его морально неустойчивая жена, "фирменные" для Коэнов экспрессивные толстяки, зловещие калифорнийские следователи, шанс разбогатеть и что из этого получилось... Билли Боб Торнтон -- в реальной жизни большой затейник и муж Анжелины Жоли -- кажется, уже стал звездой: он блестяще справляется с трагическим амплуа и уверенно держит любые крупные планы.<BR>Легче всего проследить родство картины и "нуара" -- гангстерской драмы 1940-1950-х с ее суровой моралью: оступиться может каждый, но платить по счетам все равно придется. В целом "Человек..." -- это не ретро, а шаг вперед для глумливых братцев.<BR>Не жизнерадостная комедия, но экзистенциальный триллер, напоминающий о "Постороннем" Камю. Героя-убийцу мучит не возможная кара, а непонимание законов бытия.<BR>Впрочем, литературная родословная "Человека" еще длинней и "южней". Исторически Калифорния -- не Юг, а Запад -- край золотоискателей, кинозвезд и прочих авантюристов. Но по ночным цикадам, нежному мареву пыльных улиц, нескончаемому щебетанью цирюльника -- по тому, что мы видим в "Человеке, которого не было", определяется настоящий Юг, вариации на тему фолкнеровской Йокнапатофы. В каждом эпизоде угадывается многократно отраженная и искаженная собственная жизнь, а каждый кадр дарит сладкой болью узнавания.<BR><BR><B>Артур Рымбович</B>