Федеральные власти забрали яму "ВСМ"

Недострой транспортно-коммерческого комплекса РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ) передан в федеральную собственность за долги этого предприятия, составляющие почти 1 млрд рублей.

<BR><BR>Недострой транспортно-коммерческого комплекса РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ) передан в федеральную собственность за долги этого предприятия, составляющие почти 1 млрд рублей.<BR>Акт передачи утвержден Распоряжением администрации Петербурга №413-ра от 22 марта 2002 года. Строительство транспортно-коммерческого комплекса РАО "ВСМ" началось в 1991 году. В конце 1996 года губернатор Петербурга выступил с идеей привлечения на строительство британских кредитов в размере $200 млн под гарантии города. Британские власти согласились дать деньги лишь под федеральные гарантии.<BR>Контргарантом при этом выступило правительство Петербурга. 14 октября 1997 года в Лондоне было подписано соглашение между Внешэкономбанком РФ и банками "Агриколь Индосуэц" и "Эс Би Си Варбург" о предоставлении на строительство кредита на $200 млн сроком на 10 лет со ставкой 7,3% годовых.<BR><BR><B>Кредит на замороженную стройку</B><BR>В 1998 году стройка была остановлена президентским указом. К этому моменту компания успела построить шесть вагонов скоростного поезда "Сокол", который сломался на испытаниях, и вырыть яму рядом с Московским вокзалом. На это было потрачено около $65 млн, из которых к 1998 году в магистраль было вложено около $39 млн. Остальные средства были израсходованы уже после замораживания стройки. Ни в РАО "ВСМ", ни в ГУП "Октябрьская железная дорога" не могут объяснить, на что именно пошли эти деньги. Часть средств, как сообщили в РАО "ВСМ", вложили в испытания "Сокола", которые, согласно ежеквартальным отчетам "ВСМ", "успешно проходят" уже несколько лет.<BR>Интересно, что в феврале 2001 года депутаты петербургского Законодательного собрания (ЗС) обнародовали 35-е приложение к Закону о федеральном бюджете на 2001 год, где была расписана программа внешних долгов страны. Среди прочего в этом документе шла речь и об очередном кредите для РАО "ВСМ", причем до 1 января 2002 года предполагалось израсходовать $20 млн. Однако этот кредит так и не был утвержден -- при значительном содействии петербургских парламентариев.<BR><BR><B>Депутаты отстояли</B><BR><B>Петербург</B><BR>В прошлом году Минфин попытался взыскать долг с "ВСМ". Постановлением Правительства РФ №912 от 29 декабря 2001 года федеральные власти потребовали от РАО "ВСМ" возврата средств, израсходованных Минфином на исполнение госгарантий по облигационному займу этой компании (987 млн рублей). Иными словами, эти деньги должны были быть перечислены из бюджета Петербурга. Однако получить с должника почти 1 млрд рублей оказалось не так-то просто: юридически правительство Петербурга не может выступать в качестве гаранта по кредитам, поскольку является совещательным органом. В защиту этого положения в конце прошлого года выступили депутаты петербургского ЗС.<BR>Единственное, что оставалось Минфину, -- это передать имущество и активы "ВСМ" в федеральную собственность. В подписанном премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым постановлении говорится, что "в целях взыскания с РАО "Высокоскоростные магистрали" средств федерального бюджета, израсходованных на исполнение государственных гарантий по обязательствам этого акционерного общества, а также прекращения части иных его обязательств перед федеральным бюджетом" решено передать в федеральную собственность незавершенное строительство транспортно-коммерческого центра в Петербурге.<BR>Процесс передачи будет осуществляться на основании отступного договора, который Минфин и Минимущество РФ заключат от имени российского Правительства с РАО "ВСМ". При этом акционерное общество должно будет предоставить заверенную в Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству справку об отсутствии производства по делу о банкротстве; документы, подтверждающие право собственности "ВСМ" на транспортно-коммерческий центр, и т.д.