"Мы по-прежнему верим в царя-батюшку"

Cтержнем российского этнокультурного сознания является оптимистический фатализм, считает профессор СПбГУ Зинаида Сикевич.

<BR><BR>Cтержнем российского этнокультурного сознания является оптимистический фатализм, считает профессор СПбГУ Зинаида Сикевич.<BR>"Я бы его назвала так: вера в благосклонность судьбы на фоне собственной пассивности. Жизнь как бы течет сама по себе, но я рассчитываю, что все будет хорошо. Когда во время опроса мы использовали набор из 42 пословиц и попросили респондентов оценить их по 7-балльной шкале, на первое место вышла пословица "Что ни делается, все к лучшему". Что интересно, эта установка оказалась предпочтительной даже для возрастных групп до 30 лет. К числу базовых ценностей русских людей относятся несколько основных модальных установкок. Первая из них -- эгалитаризм как неприятие социального расслоения. В контексте упомянутой пословичной методики 66,3% респондентов отметили как позитивную пословицу "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Здесь присутствует определенный алогизм, свойственный русскому человеку. Как выяснилось, сам респондент не прочь разбогатеть, но осуждает богатство других людей. Вторая тенденция -- у нас превалирует ориентация на группу, а не на самого себя. Исключение -- мужчины до 30 лет, занятые частным предпринимательством. Интересно, что 71% респондентов посчитали правильной пословицу "Хоть мошна пуста, да душа чиста", а "За свой грош -- везде хорош" -- 29%. "С миру по нитке -- голодному рубаха" одобрили 68%, а "Дружба дружбой, а денежки -- врозь" -- 31%. Таким образом, богатство и нравственность на уровне этнокультурного среза воспринимаются как несовместимые вещи. Третья характерная черта -- патернализм как ожидание заботы государства о рядовых гражданах, выступающих в качестве детей и оценивающих государство-отца прежде всего по эффективности выполнения родительских функций. Людям предлагалось закончить предложения: "В России хорошо то, что... и "В России плохо то, что..." В качестве доминанты оказались оппозиция плохой власти и хорошего несчастного народа. А плоха власть как раз потому, что не выполняет своих отеческих функций. При этом президент воспринимается как добрый строгий отец, которого обманывают плохие коррумпированные чиновники. Это абсолютный исторический архетип царя-батюшки и бояр-казнокрадов". (Д.Г.)