Заводы ждут "заветную грамотку"

Ситуация вокруг контракта на строительство двух эсминцев для Китайской Народной Республики общей стоимостью $1,4 млрд остается непонятной. Заказ официально не отдан никому, а тем временем группа компаний "ИСТ", владеющая ОАО "Балтийский завод", объявила о

<BR><BR>Ситуация вокруг контракта на строительство двух эсминцев для Китайской Народной Республики общей стоимостью $1,4 млрд остается непонятной. Заказ официально не отдан никому, а тем временем группа компаний "ИСТ", владеющая ОАО "Балтийский завод", объявила о покупке пакета акций его главного конкурента в "китайском деле" -- ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".<BR>Впрочем, "ИСТ" тут же опроверг разговоры о взаимосвязи этих событий. "Скупка акций велась в 2001 году, когда о китайском заказе можно было только догадываться. Их приобретение укладывается в стратегическую политику холдинга, которая лежит в области судостроения", -- сообщил руководитель департамента PR и внешних связей группы "ИСТ" Антон Лаптев.<BR>Официально "ИСТ" позиционирует себя как организация, которая "может взять на себя функции реформирования судостроительной отрасли в Петербурге". Это реформирование, с точки зрения "ИСТа", должно привести к изменению нынешнего расклада сил.<BR><BR><B>Старые идеи</B><BR>"В настоящий момент есть однозначный факт: государству невыгодно существование двух предприятий, производящих одинаковую продукцию.<BR>Они не могут должным образом сконцентрировать финансовые потоки и направить их на модернизацию, они не обладают должной конкурентоспособностью на мировом рынке. Альтернативой этому может быть только создание объединенной верфи".<BR>Таким образом, может на новый лад возродиться очень старая идея петербургской мегаверфи. Проект создания крупных судостроительных холдингов, контролируемых государством, появился еще в 1995 году. В частности, в Петербурге планировалось объединить Балтийский завод, "Адмиралтейские верфи" и "Северную верфь". Первые два предприятия должны были пойти под бульдозер, предварительно перенеся свои мощности на "Северную верфь". Освободившиеся практически в центре города площади предполагалось продать и на вырученные средства построить еще один мост через Неву. Тогда все три компании легко соглашались на объединение, поскольку переживали трудное время в отсутствие заказов -- производство сократилось в 7-8 раз.<BR>Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Все три компании строят суда, и в основном на экспорт. Тем не менее планы объединения живы. Но время упущено, и реструктураторам -- Российскому агентству по судостроению -- приходится учитывать реалии и строить хитрые схемы.<BR>Нынешнее слияние может пойти под другим лозунгом -- создания военно-промышленных холдингов. Подобными планами делилось руководство Российского агентства по судостроению в начале прошлого года.<BR>Однако сама эта идея предполагает концентрацию контрольного пакета акций в руках государства. Пока же де-факто государству принадлежит лишь 21% акций ОАО "СЗ "Северная верфь" и "золотая" акция ОАО "Балтийский завод".<BR>Объединение в концерн судостроителей Петербурга неминуемо столкнет интересы крупных акционеров заводов, находящихся в частных руках, -- Балтийского завода и судостроительного завода "Северная верфь".<BR><BR><B>Дружба хозяйствующих</B><BR><B>субъектов</B><BR>"ИСТ" приобрел 18,8% акций "Северной верфи" у двух "дружественных" компаний, сумма сделки не разглашается. В самое ближайшее время новый акционер намерен ввести своего представителя или представителей в состав совета директоров ОАО "СЗ "Северная верфь".<BR>"Это будет сделано обязательно. И обязательно мы, как акционеры, будем настаивать на отчете "Северной верфи" по прошлому китайскому контракту", -- озвучил позицию руководства "ИСТа" Антон Лаптев ("Северную верфь" обвиняют в сокрытии части доходов от продажи двух эсминцев проекта 956-ЭМ Китаю в 2000 году). В своей настойчивости, по словам Антона Лаптева, "ИСТ" готов дойти до суда и прочих способов, "лежащих в рамках закона".<BR>В холдинге "Новые программы и концепции" (НПК), которому принадлежит 53% акций "Северной верфи", действия "ИСТа" оценивают как "не совсем понятные". "Вряд ли появление нового миноритарного акционера может угрожать сложившемуся положению", -- считает пресс-секретарь НПК Валерий Погребенков.<BR>По его словам, НПК не возражает против сотрудничества с предприятиями "ИСТа". "Наши заводы связаны по кооперации, и взаимодействие поможет главному -- в сроки выполнить госзаказ", -- миролюбиво заметил Валерий Погребенков.<BR>Все эти хитросплетения происходят на фоне нерешенной судьбы китайского заказа. В начале прошлой недели появилась неофициальная информация о том, что федеральное правительство все же склонилось на сторону "Северной верфи".<BR>Якобы, соответствующее распоряжение уже подписано генеральным директором Российского агентства по судостроению Владимиром Поспеловым. Однако, судя по всему, этот документ не покидал стен агентства -- ни на одной из верфей, ни в ФГУП "Рособоронэкспорт" его не получали.<BR>"Мы по-прежнему не считаем, что Балтийский завод проиграл заказ, -- подчеркнул в связи с этим Антон Лаптев. -- Точка в этом вопросе будет поставлена, только когда появится распоряжение Правительства".