Алюминиевая гонка продолжается

Авторы скандального проекта "Всеволожский алюминиевый завод" изменили концепцию предприятия, но сохранили верность работе с легким металлом.

<BR><BR>Авторы скандального проекта "Всеволожский алюминиевый завод" изменили концепцию предприятия, но сохранили верность работе с легким металлом.<BR>На следующей неделе состоится Межведомственная комиссия по размещению производительных сил при правительстве Ленинградской области, которая рассмотрит декларацию о намерениях ООО "Всеволожский завод прокатных изделий" (ВЗПИ). Данное предприятие является прямым "наследником" проекта Всеволожского алюминиевого завода, со скандалом отвергнутого правительством Ленобласти летом прошлого года.<BR>"Мы подали заявку еще в декабре прошлого года, -- говорит генеральный директор ООО "Всеволожский завод прокатных изделий" Виктор Яковлев. -- Сроки ее рассмотрения давно истекли. Не секрет, что главным вопросом будет экологический аспект производства. Хотя на данном этапе детальных расчетов еще не требуется, мы заказали соответствующее исследование ОАО "Всероссийский алюминиево-магниевый институт" (ВАМИ). Фактически нас заставили выполнить часть работ, относящихся к разработке технико-экономических обоснований".<BR>По словам Виктора Яковлева, исследования ВАМИ показали, что на границе 1-километровой санитарной зоны содержание вредных веществ в воздухе будет составлять 0,25 предельно допустимой концентрации при нормативе 0,8. "Таким образом, все разговоры об экологической опасности абсолютно беспочвенны, -- считает он. -- Их бы не было и по проекту "Всеволожский алюминий", если бы нам дали возможность представить оценки воздействия на окружающую среду. Но в прошлом году областное правительство с ходу отвергло нашу декларацию".<BR><BR><B>Былое</B><BR>Проект Всеволожского алюминиевого завода возник в начале прошлого, 2001 года. Для его реализации было создано одноименное ОАО, 100% акций которого принадлежало британской компании Astromex.<BR>Проект предполагал строительство завода по выработке первичного алюминия мощностью 150 тысяч тонн в год в пустующих корпусах ОАО "Русский дизель" в промзоне "Кирпичный завод" под Всеволожском. Учредитель "Всеволожского алюминия" -- британская компания Astromex продекларировала намерение инвестировать в него $132 млн. Однако проект встретил мощное, и, как подозревает Виктор Яковлев, организованное сопротивление.<BR>В пределах 5 километров от всеволожской промзоны расположены участки, застроенные элитными коттеджами. Видимо, их обитателям не понравилось соседство завода с нехорошим экологическим имиджем. Против него с редким единодушием высказались и независимые "зеленые", и власти: собрание представителей Всеволожского района, Законодательное собрание Ленобласти и Петербурга. Был даже организован референдум всеволожских жителей для выяснения их отношения к проекту, однако явка на него оказалась недостаточной.<BR><BR><B>Не мытьем, так катаньем</B><BR>Провал идеи "первичного" завода не остановил его инициаторов. "Русский дизель", у которого пустует значительное количество производственных площадей, выдвинул идею создания завода по переработке алюминия. Для ее реализации "Русский дизель" учредил стопроцентое дочернее предприятие -- ООО "Всеволожский завод прокатных изделий". Изменение концепции связано не только с юридическими сложностями, но и с изменениями на рынке. Цены на алюминий в прошлом году значительно снизились (см. схему). В то же время в регионе растет спрос на алюминиевый прокат, в том числе на полуфабрикаты для строительных конструкций и пивных банок.<BR>"Нынешний проект предполагает несколько видов деятельности -- выплавку первичного алюминия, переработку алюминиевого лома и производство изделий из привозного алюминия, -- поясняет Виктор Яковлев. -- Баланс между этими направлениями будет зависеть от конъюнктуры. Пока для нас перспективнее всего выглядит именно производство проката. Год назад все было наоборот".<BR>В качестве возможных видов продукции представители ВЗПИ называют проволоку-катанку из алюминиевых сплавов для производства самонесущих изолированных проводов. Такие провода начнет выпускать в текущем году ОАО "Севкабель".<BR>Потребность "Севкабеля" в катанке составляет около 4 тысяч тонн в год. Кроме того, на заводе намерены производить алюминиевый лист методом непрерывного литья.<BR><BR><B>Шаг за шагом</B><BR>Проект предполагается осуществлять поэтапно, из расчета ввода мощностей примерно на 4 тысячи тонн в год, с общей мощностью 80 тысяч тонн в год. Из них 50 тысяч тонн -- производство первичного алюминия, 30 тысяч тонн -- вторичная переработка металла. Потребность в инвестициях оценивается в $200 млн. ВЗПИ не предвидит проблем с обеспечением производства ни сырьем, ни электроэнергией.<BR>Конечно, все это произойдет только в том случае, если МВК даст "добро" проекту. Виктор Яковлев надеется, что так оно и произойдет. "Сейчас мы плотно работали с профильными комитетами правительства и чувствовали взаимопонимание, -- говорит он. -- В случае, если нашу заявку вновь отвергнут, мы потребуем аргументированных объяснений. Если кто-то считает наш проект вредным, пусть представит доказательства такого же уровня, как расчеты ВАМИ. В противном случае мы готовы обратиться в суд".