Отработанное ядерное топливо "поедет" в Челябинск

В порту Мурманского морского пароходства идет погрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с плавучей технической базы "Лотта" в вагоны спецэшелона.

<BR><BR>В порту Мурманского морского пароходства идет погрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с плавучей технической базы "Лотта" в вагоны спецэшелона.<BR>Все работы идут под контролем Госатомнадзора.<BR>Техническая база "Лотта" является сборщиком и накопителем отработавшего ядерного топлива как с заводов Минобороны, расположенных на Кольском заливе, так и с атомных ледоколов.<BR>На протяжении 6 лет отработавшее ядерное топливо как из Мурманской области, так и с Дальнего Востока вывозили мощностями только одного спецэшелона. Два года назад у него появился "напарник". Средства на его строительство в размере $3,1 млн выделила Норвегия через Министерство иностранных дел в рамках российско-норвежского соглашения по утилизации атомных подводных лодок от 1998 года.<BR>"Нынешний спецэшелон транспортирует отходы только с атомных ледоколов. В данном случае это 1,75 активной зоны, то есть почти с двух реакторов", -- комментирует начальник единой службы ядерной безопасности управления атомного флота ОАО "Мурманское морское пароходство" Борис Копылов.<BR>Когда работа завершится, радиоактивный груз на утилизацию отправится в Челябинскую область на производственное объединение "Маяк". Вывоз будет осуществляться в специальных четырех вагонах, каждый из которых вмещает три контейнера. Они прошли все виды экспертиз, а также натурные испытания на водонепроницаемость, противоударность и пожарную безопасность.<BR>Дата отправки поезда в целях безопасности не разглашается. Но известно, что погрузка согласно плану длится 12 суток.<BR>В течение 4-5 дней безостановочного перегона спецэшелону будет обеспечен "зеленый свет".<BR>Причем за одну поездку по маршруту Мурманск -- Челябинск в 12 контейнерах может разместиться содержимое ОЯТ, эквивалентное чуть более чем с одного реактора атомной подводной лодки.<BR>Вывоз спецэшелоном отработавшего ядерного топлива с Кольского полуострова начался с 1994 года. Механик-наставник единой службы ядерной безопасности управления атомного флота ОАО "ММП" Игорь Кирьяков пояснил: "За это время из Мурманской области отправлено 30 специализированных вагонных состава, которые вывезли 2760 так называемых отработавших тепловыделяющих сборок (ОТС), что эквивалентно 11 реакторам атомных ледоколов, а также около 12 тысяч ОТС с 42 реакторов атомных подводных лодок".<BR><B>Справка</B><BR>По данным специалистов, на 2001 год в очереди на выгрузку ОЯТ более 90 атомных подводных лодок. В общей сложности из Мурманска на "Маяк" в 2002 году, согласно планам Минатома, уйдет 10 составов с ОЯТ. Но с целью интенсификации процесса освобождения от радиоактивных отходов Кольского полуострова впредь состав спецэшелона будет состоять уже из пяти вагонов.