Перевозка продуктов превращается в "дикий извоз"

Крупные транспортные компании Петербурга, специализирующиеся на перевозке продуктов, отмечают на этом рынке жесткую конкуренцию, особенно со стороны "частников".

<BR><BR>Крупные транспортные компании Петербурга, специализирующиеся на перевозке продуктов, отмечают на этом рынке жесткую конкуренцию, особенно со стороны "частников".<BR>Руководство транспортных компаний сетует на то, что частник не только сбивает цены, но действует вопреки всяким нормам и правилам. Сейчас в Петербурге осталось не больше восьми компаний, которые специализируются только на перевозке продуктов. По мнению транспортников, все проблемы на рынке перевозок продуктов происходят из-за отсутствия в Петербурге соответствующей контролирующей организации.<BR>По словам начальника коммерческого отдела ОАО "АРП" Светланы Багинян, во многих транспортных парках, которые имели до 1 тысячи автомобилей, осталось не больше 80 машин.<BR>"Если раньше наша компания специализировалась на перевозке молочной и другой продукции, то сейчас мы в основном перевозим воду, пиво. В общем, мы не занимаемся скоропортящейся продукцией: это слишком сложно", -- пояснила она. Для перевозок компания "АРП" использует "ГАЗы", "КАМАЗы", MAN, Mercedes.<BR>На днях компания закупила четыре "КАМАЗа", в перспективе приобретение еще 20 "ГАЗ-3307". "Никто не следит за тем, в какие машины порой грузятся продукты, -- продолжает Светлана Багинян. -- Например, 50% транспорта на некоторых молокозаводах принадлежит привлеченным частникам, которые не имеют даже санитарных паспортов".<BR><B>Невсеобщая</B><BR><B>паспортизация</B><BR>"ДП" уже сообщал, что новая паспортизация осуществляется в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Петербурга "О санитарной паспортизации транспорта для перевозки пищевых продуктов", которое вышло в сентябре 2001 года. (см. №14/02, www.dp.ru). "По новым правилам транспортники могут проходить дезинфекцию и мойку самостоятельно. Теперь не обязательно это делать через специализированные организации, которые имеют на это лицензию, как было раньше", -- рассказывает заведующий отделом по гигиеническому обучению и воспитанию населения Петербурга Центра Госсанэпиднадзора Юрий Иванов. Контроль за своевременной дезинфекцией Госсанэпиднадзор осуществляет за счет специальных приложений к паспорту, в которых перевозчики должны будут ставить время и дату прохождения санитарной обработки автомобилей.<BR>Кроме оформления санпаспорта на транспорт шофер-экспедитор или грузчик должен иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца с внесенными в нее результатами профилактических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Таким образом, Госсанэпиднадзор надеялся взять под контроль своевременность дезинфекции транспорта, на котором перевозятся пищевые продукты. Взять под контроль крупные транспортные предприятия города удалось. Отследить деятельность частных перевозчиков оказалось практически невозможно.<BR>Существует следующая наработанная схема: водитель со своей машиной регистрирует частное предприятие (ЧП). Далее ЧП договаривается о транспортировке товара с завода до мест торговли. Оплата происходит наличными. Деньги кладутся в карман владельца ЧП, который не тратится на санобработку, на содержание парка, не платит налогов. Благодаря использованию "черной бухгалтерии" у частника есть возможность сбивать цены. В стоимость услуг крупных транспортных компаний включены дополнительные затраты на обязательный отдел безопасности дорожного движения, круглосуточный медицинский контроль, регулярную дезинфекцию транспорта.<BR><BR><B>Проблемные продукты</B><BR>Среди огромного числа продуктов питания производители и перевозчики выделяют "проблемную" серию продуктов, которые требуют особенного внимания к перевозке и хранению, -- молочные, мясные, колбасные продукты, хлебобулочные изделия. При транспортировке данной продукции должен соблюдаться специальный температурный режим, необходима регулярная санобработка автомобиля.<BR>При перевозке молочной продукции требуется изотермический фургон. Стоимость такого фургона составляет около $4 тыс. Чаще всего в фургоне перевозится не только молоко, но и масло, а также сметана и другие молочные продукты.<BR>Фургон обязательно подвергается дезинфекционной обработке. Большинство дезинфекционных средств сделаны на основе хлора и водорода. "Этого боится любая машина, -- рассказывает один из перевозчиков молочной продукции, -- чтобы сберечь автомобиль, приходится тратиться на дорогую дезинфекцию и моющие средства. Кроме этого увеличились затраты на получение санпаспорта. Если раньше он выдавался на год, то сейчас на 3 месяца. Частники менее подвержены этим затратам. Чаще всего их фургоны представляют собой гаражи на колесах".<BR><BR><B>Хлебом единым</B><BR>По словам заместителя генерального директора ОАО "Хлебтранс" Юрия Ефимова, хлеб -- наиболее открытый и незащищенный продукт, который нуждается в специальных мерах безопасности. Некоторые хлебозаводы приступили к самостоятельной перевозке хлеба, однако также привлекают частников со своими автомобилями. Частники хлеб возят на самых разных автомобилях -- "ГАЗ", "УАЗ", Opel. <BR>"Как они везут? -- говорит он. -- Хорошо, если в лотках зачастую на дно кузова стелят брезент, высыпают хлеб, закрывают еще одним брезентом и везут в ларек, где благополучно упаковывают в пакеты".<BR>Базовой машиной для перевозки хлеба является "ГАЗ-3307", однако используются также "Газели". Кроме того, используют так называемые "бычки" ("ЗИЛ- 5301"), которые перевозчики считают не лучшей машиной, но работающей экономично, на дизельном топливе.<BR>"Мы бы могли сделать проект, чтобы заменить "ГАЗы" на более современные дизельные -- MAN, Volvo, Mercedes, пускай даже бывшие в употреблении, но которые соответствуют международным нормам, -- сетует Юрий Ефимов. -- Но ни заводы, ни торговля к этому не готовы, и без них мы ничего сделать не сможем". Дело в том, что в свое время все хлебозаводы и булочные города строились специально под "ГАЗ -3307", поэтому транспортная компания "Хлебтранс" является технологическим продолжением этих заводов. В то же время на обновление парка требуются солидные инвестиции.<BR>"Еще лет 20 назад мы обслуживали около 5 тысяч торговых точек, сейчас компания обслуживает до 15 тысяч магазинов и магазинчиков. Хлебом не торгует только ленивый, -- продолжает Юрий Ефимов. -- Но нет ни одного завода, который не пользуется нашими услугами".<BR>В целом транспортники отмечают, что все проблемы на рынке перевозок происходят из-за того, что нет нормальной контролирующей организации, которая бы отвечала за перевозку грузов в Петербурге.