Гоночный бизнес ускоряется весной

Для петербургских картодромов вот-вот начнется горячая пора подготовки трасс. Этот тяжелый период в их жизни, скорее всего, завершится полным и безоговорочным успехом к середине апреля, когда четыре из пяти городских картинговых трасс объявят о своем откр

<BR><BR>Для петербургских картодромов вот-вот начнется горячая пора подготовки трасс. Этот тяжелый период в их жизни, скорее всего, завершится полным и безоговорочным успехом к середине апреля, когда четыре из пяти городских картинговых трасс объявят о своем открытии.<BR>Пятый картодром в это время ни о чем не объявит, а просто продолжит работать, так как он открыт круглый год. Его руководство, скорее всего, с прискорбием будет вспоминать о том, как зимой они одни обслуживали весь петербургский карторынок.<BR><BR><B>Карточный расклад</B><BR>А карторынок в Петербурге, надо сказать, не отличается большим разнообразием как в плане клиентов, так и в плане услуг. О спорте уже давно никто не вспоминает, разве что взыграет кровь у менеджеров во время корпоративных заездов. Непосредственно спортивные соревнования на картах проводятся крайне редко и только по инициативе энтузиастов-спортсменов или Ассоциации картинга Петербурга и Ленобласти. Из-за небольшого размера самой машинки спорт считается юношеским.<BR>А вот в аттракционной индустрии на карты возложили большие надежды -- и в денежном, и в возрастном смысле. Ради своего удовольствия катаются на этих псевдомашинах в основном взрослые. К тому же они готовы выкладывать примерно по 200 рублей за 10-минутный заезд.<BR>"Зимой в месяц без учета корпоративных заездов приходит порядка 2-3 тысяч человек. Появляющиеся летом конкуренты в виде открытых трасс уводят около 50% зимних клиентов", -- рассказывает Александр Цицерошин, руководитель отдела маркетинга Санкт-Петербургского картинг-центра.<BR>Если учесть, что в холодное время года эта компания обслуживает всех любителей погонять на картах, то общее число потенциальных клиентов в Петербурге у этого вида аттракциона составит чуть больше 3 тысяч. На пять компаний это совсем не много; спасает картинговый бизнес мода на корпоративные заезды.<BR>Они сегодня становятся прямо-таки повальным увлечением и даже элементом новой офисной культуры, что с успехом используют картинговые центры. То и дело они заявляют о всевозможных чемпионатах на картах среди петербургских выставочных, полиграфических и даже зубоврачебных фирм. Тем более что корпоративные заезды дают гарантированно более высокие прибыли. Час аренды трассы для сотрудников какой-нибудь фирмы стоит в среднем 6000 рублей. А простого клиента приходится катать, даже если он приходит один. При таком режиме работы за час удается собрать гораздо меньшие деньги.<BR>В картинг-центре, например, зимой каждый день проходят корпоративные заезды. "В месяц таких мероприятий набирается около 40. Иногда в корпоративных заездах участвует до 100 человек", -- уточняет Александр Цицерошин.<BR><BR><B>Открытый вариант</B><BR>Открытые картинговые трассы в основном располагаются при стадионах и парках отдыха. "В Петербурге выгоднее иметь крытую трассу, -- считает Александр Цицерошин. -- Круглый год мы заполнены как минимум на 70% своих мощностей. Открытые трассы проигрывают из-за сезонности". Некоторые петербургские предприниматели в разное время заявляли, что откроют зимний картинг на льду или на снегу, но пока ни одно подобное заявление не воплотилось в жизнь. Летние картинговые компании пока смиряются с сезонностью своего бизнеса. "Обычно открытые трассы работают с середины апреля до конца сентября", -- делится Владимир Шибаев, генеральный директор ООО "Эридан".<BR>Подготовка трассы "на воздухе", в отличие от крытых, стационарных трасс, ежегодно включает в себя установку "маршрута", ввоз самих картов, установку компьютерного павильона для техники по замеру времени и подготовку покрытия трассы. Правда, последняя процедура ограничивается в основном подметанием асфальта. Крытые трассы обычно имеют бетонное покрытие.<BR>Гоночные "петли" и круги ограничиваются заграждениями из старых шин. Это, по словам специалистов, самая простая часть в подготовке хорошей картинг-трассы. "Затрат на покрышки практически нет, -- уверяет Владимир Шибаев. -- 3 тысяч старых автомобильных шин хватает на установку трассы протяженностью 300 метров".<BR><BR><B>Мини-болиды</B><BR>Карты, на которых катаются петербургские любители "Формулы 1", в основном датского, шведского и итальянского происхождения. И это несмотря на то, что в Петербурге есть завод, который занимается их производством.<BR>"Мы продаем свою продукцию в Москву, Сибирь, Казахстан, Башкирию, -- рассказывает генеральный директор ЗАО "ПП "Патриот" РОСТО Юрий Наместников. -- За год порядка 100 прокатных картов для любительских трасс уходят в регионы. В Петербурге по неизвестным мне причинам машинки нашего производства не покупают".<BR>Стоят петербургские карты около $2 тысяч. Это почти в 2 раза дешевле, чем зарубежные. Каждая прокатная компания выставляет от 5 до 10 машин.<BR>За развитие отечественного картинг-бизнеса ратуют и некоторые спортсмены. "Такие же машины делаются и в Петербурге. У меня в клубе конструированием картов занимаются новички, потому что конструкция этих машинок -- более чем простая. И стоить они могут 15-20 тысяч рублей, а по техническим характеристикам ничем не будут отличаться от заграничных. Тем более что увеселительные, малооборотные картинги все равно никогда не сравнятся с профессиональными", -- размышляет трехкратный чемпион Советского Союза по шоссейно-кольцевым мотоциклетным гонкам, тренер автомотоклуба "Старт" Игорь Нестеров.<BR>Однако на подобные заявления владельцы картинг-трасс обычно скептически усмехаются. В интернетовских форумах, посвященных любительскому картингу в России, самым обсуждаемым вопросом остается скорость прохождения круга дистанции. Зависит этот показатель, помимо прочего, от конфигурации самой трассы. В вопросах "формы" и направления трассы "постоянные" петербургские картингисты оперируют понятными только им терминами: "разгонный прямик с быстрым поворотом", "жесткое торможение", "связка обратных поворотов". "Любители картинга зачастую проводят турниры, копирующие этапы "Формулы 1", -- вспоминает Владимир Шибаев.<BR><BR><BR>