Потребитель не готов умирать за свои права

Сегодня, 15 марта, просвещенные земляне вспоминают о своих правах. Всемирный день защиты прав потребителей становится все более привычным и в России. О массовости говорить не приходится. О "красном дне календаря" помнят лишь активисты общественных организ

<BR>Сегодня, 15 марта, просвещенные земляне вспоминают о своих правах. Всемирный день защиты прав потребителей становится все более привычным и в России. О массовости говорить не приходится. О "красном дне календаря" помнят лишь активисты общественных организаций. Чиновники отчитываются о проделанной работе -- сколько проведено проверок, сколько выявлено нарушений. Массовый потребитель пока не осознал необходимость отстаивать свои права всегда и везде.<BR><BR>Намедни о правах потребителя напомнили россиянам депутаты Госдумы, которые приняли во втором чтении законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Этот документ вызывает жаркие споры среди автолюбителей, не менее серьезные, чем в Госдуме. Мнения разделяются не просто на "за" и "против". Даже среди тех, кто "за", нет согласных друг с другом. С одной стороны, есть шанс, что конфликты автовладельцев будут решаться на более цивилизованном уровне, чем сейчас, и не "зависать" на несколько лет в судах. С другой стороны, вводя обязательное страхование гражданской ответственности, инициаторы законопроекта фактически навязывают потребителям услугу. В этом вопросе радует не столько принятие законопроекта, сколько сам факт его жаркого обсуждения. Упоминание навязанной услуги еще 10 лет назад было немыслимым.<BR><BR>В современном гражданском обществе многочисленные права потребителя на качественные товары и услуги истекают из одного главного неотъемлемого права -- права на частную собственность. Несколько столетий назад о нем говорили западные экономисты и философы, ставя в один ряд с правом на жизнь и свободу. Философы и экономисты, к сожалению, были западными. Понятия, которые жителю Старого и Нового Света представляются само собой разумеющимися, для большинства россиян пока в новинку.<BR><BR>Культура не внедряется указами. Можно приказать брить бороды и пить кофий на европейский манер, но необходимо обладать еще и силой воли Петра I, чтобы железной рукой проводить в жизнь новые порядки. Первые общества по защите прав потребителей стали появляться 10 лет назад, после того как 1992 году был принят Закон "О защите прав потребителей". Подобный закон для потребителей -- опора, конечно, серьезная, спору нет. С другой стороны, чтобы внедрить тезис о существовании у потребителя каких-то прав в массовое сознание, 10 лет явно недостаточно.<BR><BR>Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. Со времен Гете западный обыватель готов защищать свои неотъемлемые права. Россияне к таким жертвам пока не готовы. Чтобы изменить сознание потребителя, потребуется лет 40, не меньше. 10 лет уже прошло. Осталось еще 30. Есть шанс дожить.<BR><B>Редакция</B>