Игра в войнушку вырастает из детских штанишек

Петербургские любители переодеваться в историческую военную форму и разыгрывать на природе сражения былых времен намерены поставить искусство реконструкции на экономические рельсы. Одним из первых за коммерциализацию своего хобби взялся преподаватель Санк

<BR>Петербургские любители переодеваться в историческую военную форму и разыгрывать на природе сражения былых времен намерены поставить искусство реконструкции на экономические рельсы. Одним из первых за коммерциализацию своего хобби взялся преподаватель Санкт- Петербургского университета технологии и дизайна Алексей Аранович.<BR>Реконструкцией в Петербурге занимаются несколько сотен человек, большинство из них хорошо образованны, знают военную историю вдоль и поперек и, главное, обожают воссоздавать всевозможные исторические битвы на пленере. Однако простая игра уже устраивает не всех.<BR><BR><B>Студия-проект</B><BR>В конце прошлого года доцент кафедры философских и социальных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Аранович объединил своих знакомых в Студию-проект "Исторические реконструкции". По внешним атрибутам студия -- это еще один военно-исторический клуб Петербурга среди десятка подобных. Уже создается сайт студии, готовится СD-rom с информацией о ней. В ближайшее время объединение будет официально зарегистрировано.<BR>Однако, в отличие от остальных клубов подобной тематики, организаторы студии считают, что на военной истории можно зарабатывать, и очень неплохо. Например, можно давать консультации при создании исторических фильмов, шить и продавать исторические костюмы, организовывать праздники, связанные с историческими событиями.<BR>Единомышленников у Алексея Арановича набралось 80 человек, все они уже участвовали в работе других городских военно-исторических клубов и готовы попробовать заработать на своем хобби.<BR><BR><B>Консультанты</B><BR>"Все мы не раз становились консультантами в вопросах исторического костюма и условий жизни при создании документальных и художественных фильмов, а также при создании рекламных роликов и видеоклипов. Кроме того, многие наши ребята даже снимались в кино", -- рассказывает Алексей Аранович. В частности, члены нового клуба играли русских офицеров и солдат в фильме "Княжна Анастасия". При создании фильма "Кукушка" участник "Исторических реконструкций" Александр Зубкин выступил в роли консультанта и даже сыграл немецкого солдата.<BR>За консультации в кино реконструкторы получали деньги, однако, по их мнению, оплата была сильно заниженной, так как киношники платили частным лицам. В среднем за участие, например, в рекламном ролике один переодетый инсценировщик получает сегодня около $20-30. "Если мы предложим на рынке комплексную услугу, то сможем зарабатывать намного больше", -- уверен бизнесмен-реконструктор Алексей Аранович. В идеале энтузиаст хотел бы заключить контракт с какой-нибудь киностудией на что-то вроде абонементного обслуживания.<BR>Как известно, когда Никита Михалков снимал "Сибирский цирюльник", он заставлял своих "солдат" месяцами жить в казарме, чтобы они вошли в роль. Участников "Исторических реконструкций" обучать ничему не придется, потому что они и так все умеют. "Мы знаем практически все: от традиций того или иного времени до причесок. Многие члены нашей студии могут профессионально фехтовать на саблях и мечах, стрелять, ездить на лошадях, танцевать вальс, мазурку, полонез. Я ощущаю большой потенциал нашего проекта. Тем более что конкурентов у нас нет", -- рассказывает Алексей.<BR><BR><B>В кругу сомнений</B><BR>Говоря о конкуренции, Алексей Аранович, видимо, имел в виду, что нет компаний, которые могли бы предложить подобные услуги в комплексе. В то же время среди любителей взрослых войнушек есть мастера, которые шьют костюмы и куют доспехи на заказ. Как правило, их товар расходится в среде самих реконструкторов. Ремесленники распродают свой товар на различных фестивалях и совместных битвах. Кроме того, в Петербурге существует пара-тройка пошивочных мастерских, которые среди прочего могут сшить и исторический костюм. А вот клубы пока не принимают участия в разделе военно-исторического рынка. "Мы люди бедные, у нас даже компьютеров нет, так что подобными вещами у нас нет возможности заниматься. Зарплату платят, да и ладно", -- размышляет начальник клуба Александр Завьялов. "Если они смогут найти клиентов в Петербурге, то я буду только рад за них", -- сомневается Петр Васин, начальник военно-исторического клуба "Княжеская дружина".<BR>В настоящее время клиентами "Исторические реконструкции" похвастаться не могут. Члены студии пока сами шьют костюмы. На изготовление одного комплекта обмундирования уходит несколько месяцев. Самые дорогие -- это рыцарские доспехи, их стоимость колеблется от $1500 до $2000. Головные уборы обычно обходятся в $100. Над изготовлением драгунской каски мастерам студии пришлось трудиться около 3 месяцев, и обошлась она в $300.<BR>Тем не менее члены студии уверены, что, например, создатели кино крайне нуждаются как в самих костюмах, так и в профессиональных консультациях. Во многих фильмах встречается полное несоответствие истории и костюмов.<BR>Фильм "Гладиатор" режиссера Ридли Скотта, по мнению Алексея Арановича, -- вообще сплошная ошибка с исторической точки зрения. К примеру, в начале фильма генерал Максимус одет в доспехи рядового легионера, а обращаются к нему "сэр", что является полным абсурдом. Снаряжение гладиаторов собрано от эпохи поздней бронзы до XVI века нашей эры, при том что доспехи римских гладиаторов хорошо описаны в исторических источниках.<BR><BR><B>Костюмная история</B><BR>У самого Алексея все началось именно с костюмов. Первый военный костюм Алексей создал, будучи 14-летним подростком. Это была форма русского солдата времен первой мировой войны. В 16-летнем возрасте он уже организовал клуб исторического костюма, членами которого стали его ровесники.<BR>Студентом будущий реконструктор исторической действительности подрабатывал в детском саду и школе, рассказывая детям обо всех тонкостях различий в военной форме.<BR>Сегодня на свои лекции по истории военного костюма в институте он приходит, одетый в военную форму, соответствующую теме. Каждый раз он преображается -- то в пешего воина середины IV века, то в поручика лейб-гвардии Семеновского полка, то еще в кого-нибудь.<BR>"Зная о моем увлечении, друзья и знакомые дарят мне на праздники и дни рождения разные старинные предметы. У меня дома можно найти патефон, каски, медикаменты первой мировой войны: различные присыпки и порошки, элементы обмундирования и снаряжения. Особо ценный подарок -- армейские сапожки 1907 года. Их подошва подбита деревянными гвоздями. Причем сделаны они довольно качественно, я в них даже танцую иногда", -- рассказывает Алексей Аранович. (А.А)