00:0013 марта 200200:00
9просмотров
00:0013 марта 2002
Если война, как замечательно сказал Клемансо, это слишком серьезное дело, чтобы доверять его генералам, то развитие -- слишком серьезное дело, чтобы оставлять его на усмотрение министров финансов, центральных банков, МВФ и Международного банка.
<BR>Если война, как замечательно сказал Клемансо, это слишком серьезное дело, чтобы доверять его генералам, то развитие -- слишком серьезное дело, чтобы оставлять его на усмотрение министров финансов, центральных банков, МВФ и Международного банка.<BR>Международное сообщество согласилось поставить себе ряд скромных целей в плане мирового развития -- речь идет о снижении уровня бедности и безграмотности и улучшении здравоохранения. Но это требует существенного увеличения размеров помощи, особенно в то время, когда продолжают снижаться мизерные уровни вспомоществования, предоставляемого богатыми странами. США, самая богатая страна в мире, является одновременно и самой скупой. До тех пор пока самые (экономически) развитые страны мира будут поддерживать такое отношение, необходимо опробовать инновационные подходы к финансированию экономического развития и, в более общем смысле, к предоставлению всемирных общественных благ.<BR><B>Новая валюта</B><BR>Одна привлекающая к себе внимание идея заключается в создании нового вида мировой валюты типа специальных прав заимствования (СПЗ) МВФ. СПЗ -- это выпускаемая МВФ разновидность мировой валюты, которую страны согласны принимать и обменивать на доллары или другую твердую валюту. Основная идея проста: каждый год страны во всем мире откладывают резерв в качестве страховки от непредвиденных обстоятельств, таких, как резкие изменения настроений иностранных кредиторов или обвал экспортных цен. В результате некоторая часть мирового дохода остается без движения, вместо того чтобы использоваться в виде инвестиций, в которых нуждаются бедные страны.<BR>Удерживаемые в резервах объемы средств огромны -- примерно $1,6 трлн. Страны предпочитают увеличивать свои резервы одновременно с ростом объемов импорта и других международных обязательств. Если эти обязательства будут расти на 10% в год, то странам придется откладывать дополнительно по $160 млрд.<BR>Страны держат эти резервы в различной форме, в том числе в золоте и казначейских векселях США. В то время как Америка получает выгоду от растущего спроса на свои казначейские векселя (которые снижают заемные средства), развивающиеся страны получают доход всего 2% -- практически ноль в реальном исчислении. Инвестиции в собственную экономику приносят намного больший доход, но уклонение от них является той ценой, которую развивающиеся страны платят за страховку от возможных потерь на случай попадания в ловушки мирового капитализма.<BR>Вместо того чтобы держать свои резервы в долларах, их можно будет хранить в "мировых гринбеках" -- выпущенной в обращение новой форме мировых денег. Эти деньги будут предоставляться развивающимся странам для финансирования программ по их развитию, а также проектов по защите окружающей среды, развитию здравоохранения и др.<BR><BR><B>Горячие картофелины</B><BR>Страны, получающие меньше средств, чем необходимо для создания резервов, могут для этих целей использовать новые "мировые деньги", освобождая таким образом те доллары, которые они в противном случае вынуждены были бы откладывать. Страны, получающие больше средств, чем нужно для создания резервов, смогут обменивать новые деньги на обычные валюты. В итоге все новые деньги будут отправлены в резервы, которые в действительности представляют обязательство стран оказывать друг другу помощь в трудные времена. Страна, имеющая резервы новых мировых денег, может обменивать их на твердые валюты для поддержания необходимого уровня импорта продовольствия или других товаров.<BR>Арифметика мировой торговли подразумевает, что сумма всех торговых дефицитов равняется сумме всех активных сальдо торгового баланса. Если некоторые страны, например Япония и Китай, утверждают из года в год, что у них наблюдаются огромные активные сальдо торгового баланса, то тогда другие страны должны иметь дефициты. Сейчас торговый дефицит подобен горячим картофелинам. Никто не хочет держать их в руках, поэтому их перебрасывают по кругу. Если одна страна избавляется от своего дефицита, то он обязательно возникает где-то в другом месте. Неуверенность в возможности финансирования этих дефицитов является одной из проблем, из-за которых мировая экономика, с ее нынешним устройством, в последние годы столкнулась с чередой кризисов. Выпуск новых мировых денег позволил бы уменьшить эту неопределенность.<BR>Эта схема также не будет инфляционной. В сравнении с мировыми доходами, а это около $40 трлн, прирост денежной массы будет очень незначительным. Однако в сравнении с сегодняшними уровнями расходов на оказание официальной помощи в целях развития и предоставления всемирных общественных благ, эти цифры огромны. Для реализации этой схемы не потребуется поддержки от каждой из основных экономически развитых стран. Это важно, поскольку США могут сопротивляться любому плану, подрывающему спрос на их казначейские векселя (так как это гарантирует доступ к недорогому финансированию). Но если бы большинство развитых стран одобрили эту новую форму мировых денег, они могли бы оказывать давление на уклонистов путем ограничения своих авуаров, состоящих из валют стран, не участвующих в соглашении, и снижения доли их казначейских векселей в своих резервах.<BR><B>Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии</B><BR>в области экономики.<BR>Авторское право:<BR>Project Syndicate