Торговле прессой в Петербурге угрожает юбилейная де-мобилизация

Розничная торговля прессой находится в Петербурге на пороге большого кризиса. Значительная часть нестационарных точек по продаже газет и журналов перед 300-летием города может быть ликвидирована.

<BR><BR>Розничная торговля прессой находится в Петербурге на пороге большого кризиса. Значительная часть нестационарных точек по продаже газет и журналов перед 300-летием города может быть ликвидирована.<BR>В этом случае местные издания потеряют до половины и более своих розничных продаж, а примерно 200 частным предпринимателям и небольшим фирмам, специализирующимся на продаже газет и журналов с лотков и стендов, скорее всего, придется ликвидировать свой бизнес.<BR><BR>Елена Чуркина,<BR><B>коммерческий директор</B><BR>ООО "Ника":<BR>"Мы существуем на рынке распространения СМИ с 1993 года и все это время работаем на нестационарном оборудовании. Проблемы начались в конце декабря 2001 года. Администрация города пыталась ликвидировать наши точки по продаже прессы. А сейчас главный художник города Иван Уралов задумал менять нестационарное оборудование на стационарное. Проще говоря -- палатки на киоски. Большинство частных предпринимателей сейчас работает на нестационарных лотках. Ирина Потехина (председатель Комитета по печати и связям с общественностью. -- "ДП") говорила, что проводились исследования, по результатам которых выяснилось, что лучше прессу покупают именно в таких открытых лотках. Потому что киоски на 50% заложены сопутствующими товарами, так, что за ними и газет не увидишь. Кроме того, меньшие по размерам лотки можно поставить в таких местах, куда киоск просто не поместится. Например, у входа в метро по бокам можно поставить два нестационарных лотка, а вот киоск там будет действительно не к месту.<BR>Еще: один киоск стоит порядка $5 тысяч. А нестационарное оборудование фирмы "Ригель" (палаточки, обтянутые синим брезентом) -- 4 тысячи рублей. И только в Невском районе у нас, например, стоит 20 таких точек. Менять их все на киоски не хватит денег ни у одного частного предпринимателя, но мы готовы их модернизировать. Пусть только администрация четко скажет -- как. Чтобы не было так, что пришел глава исполкома и говорит: "Не нравится мне, что ваши лотки покрашены в синий цвет. Перекрашивайте в зеленый".<BR><BR>Иван Уралов,<BR>главный художник города:<BR>"Меня удивляет всплеск эмоций по этому вопросу. Не совсем понятно, чем недовольны продавцы прессы. Комитет по градостроительству и я, как главный художник города, стремимся привести в порядок облик города перед его юбилеем. Улучшение внешнего вида торгового оборудования (в том числе лотков по продаже прессы), которое стоит на улицах Петербурга, -- вполне естественный процесс. При этом я должен заметить, что за последние 10 лет торговые точки медленно, но верно эволюционировали в плане "внешности". Почему этот аспект стал предметом обсуждения -- мне не совсем понятно.<BR>Я считаю, что нестационарное оборудование должно меняться на киоски, но в разумных пределах. Зачастую (конечно, не всегда) лотки с газетами стоят по городу без разрешения Комитета по градостроительству. И я не вижу ничего страшного, если несколько уменьшится количество точек по продажам прессы и при этом возрастет их качество. Например, в зоне Невского проспекта -- на самой парадной улице города. Поэтому желание облагородить город таким образом -- совершенно естественное. Также естественен процесс уменьшения объема розничной торговли и ее переход в стационарные помещения, магазины. Я занимаюсь гармонизацией городской среды. Для меня вопрос внешнего вида лотков для продажи прессы, цветов или мороженого -- явления одного порядка. Что касается прессы, то она может и должна быть реализована в должном количестве, но при условии высококачественного торгового оборудования.<BR>На сегодняшний день я подписал документ, определяющий виды киосков. Своим решением я поделился с главами районных администраций. А они уже будут выносить этот вопрос на городской уровень. Мне представляется, что лучшим решением вопроса о цивилизованной форме реализации газетно-журнальной продукции и сопутствующих товаров было бы решение о перепрофилировании всех или почти всех киосков, совмещенных с остановками городского пассажирского транспорта. А также принятие решения о реализации всех возможных изданий во всех газетных унифицированных по дизайну киосках, как это и делается в большинстве стран".<BR><BR>Вадим Мишнаевский,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ООО "Мегапресс":<BR>"Вся эта история пахнет ложью и большими деньгами! То, что происходит сейчас с нестационарными торговыми точками в городе, ничем иным, как чиновничьим беспределом, назвать не получается. Под казалось бы благовидным предлогом подготовки города к празднованию 300-летия районные администрации, по сути, ликвидируют мобильную торговлю прессой. При этом под удар попадают исключительно законопослушные операторы рынка -- частные предприниматели и розничные сети. При сложившихся темпах ликвидации мобильной розницы можно быть абсолютно уверенным, что к своему дню рождения город с гордостью сможет рапортовать о ее полном уничтожении. Опираясь на опыт общения с различными районными администрациями, я могу выделить несколько основных аргументов, приводимых чиновниками различных уровней для мотивации отказа в выдаче или продлении разрешений на торговлю:<BR>1. "Замена мобильной системы торговли на стационарную (ларьки, киоски)". На мой взгляд, это маловероятно по нескольким причинам. Во-первых, при нынешней стоимости киоска (с учетом получения всех необходимых согласований) около $5-8 тысяч газетная торговля становится однозначно нерентабельной. Во-вторых, требования к месту установки стационарного торгового объекта сокращают количество возможных мест установки по отношению к ныне действующим точкам мобильной сети, по нашим оценкам, как минимум в 4 раза.<BR>2. "Чтобы улицы и проспекты были свободными от грязи и аляповатых конструкций". Начнем с того, что газетно-журнальные точки мусор не производят, но регулярно осуществляют отчисления на его уборку и вывоз. Следовательно, мусора меньше не станет, только вот убирать его будет некому и не на что. Нетрудно представить, к чему приведет дальнейшее развитие событий по сегодняшнему сценарию: сокращению рабочих мест (каждая точка обеспечивает работой не менее трех человек), созданию дополнительных неудобств потребителям, снижению налоговых отчислений в бюджет, прекращению финансирования структур ГУЖА и им подобных, потере тиражей и т.д. Теперь от теории к практике. Что и как продают сегодня на уличных торговых точках? Ассортимент нестационарного торгового стенда, как правило, содержит не менее 250-350 наименований газетно-журнальной продукции. На лотках практически отсутствует эротическая продукция, так как ее продажа здесь запрещена. Киоск же представляет собой некое подобие сельской лавки. Ассортимент газетно-журнальной продукции редко превышает 80-150 наименований. Зато есть все необходимое: сигареты, которые продают даже детям, презервативы, эротические издания и др.".<BR><BR>Олег Пошибайлов,<BR>член правления 000 "Ника":<BR>"Основная проблема -- уменьшение количества точек в связи с "упорядочением торговли" (как было сказано в решении городской комиссии по мелкорозничной торговле). Хочется заметить, что на районном уровне приказ "упорядочить" поняли как "закрыть". В этой связи хочется поднять вопрос неофициальных или, как мы их называем, "диких" точек, которые работают без разрешения на торговлю и других документов. Внешний вид таких точек действительно ужасен. Едет, например, высокий начальник по какой-нибудь центральной улице, видит "дикую" точку и спускает вниз команду: прекратить безобразие, убрать немедленно! А внизу что могут сделать -- снимают две-три официальные точки и рапортуют: всех наказали, все исполнили. А "дикая" точка как стояла, так и стоит. Второй вопрос -- оборудование. Стационарных точек в городе, включая метро, штук 400-500, a нестационарных -- 700-900. Сейчас решили расширять киосковую сеть, а о стендах как-то забыли, даже новых образцов оборудования, утвержденных окончательно на городском уровне, нет. Вроде как и не нужны они никому. А ведь это именно они, стоящие у метро и на остановках транспорта, создают конкуренцию на рынке распространения. Если стенды и лотки убрать, то цены на газеты, и так поднявшиеся из-за введения НДС, подпрыгнут еще. Выход -- заменить морально устаревшее торговое оборудование на новое, соответствующее изменяющемуся облику города. Но стенд для продажи прессы не может быть размером с ксерокс. Чтобы выставить для продажи 200 позиций газет, необходимо 5-7 м2. Кроме того, оборудование не может стоить слишком дорого и должно быть износостойким: стенды ежедневно приходится разбирать и транспортировать. У нас есть опыт работы по изготовлению торгового оборудования, есть эскизы и есть идеи, как совместить наши профессиональные требования с требованиями Управления по эстетике городской среды. Все, что нам необходимо, это конструктивный диалог с ответственными и заинтересованными представителями властей".<BR><BR><B>Владелец сети стендов</B><BR>по продаже прессы:<BR>"Я знаю двух предпринимательниц, которые уже сидят дома без работы из-за того, что были закрыты их точки. Сам я с Нового года лишился уже пяти разрешений на торговлю. Вопрос решается по принципу: закрыть и все. Никто не говорит: ребята замените точки, допустим, в течение полугода. Суммарно в обороте фирма потеряла примерно 150 тысяч в месяц. Наценки сейчас упали, так что прибыль составила бы 30-40 тысяч рублей. Это те деньги, которые я мог потратить на замену оборудования. За месяц на эти средства я мог бы закупить два хороших, полностью оборудованных стенда. Таким образом, за 2,5 месяца я мог бы поменять все пять точек. То есть сейчас бы точки уже работали".<BR>