Петербургская розница примеряет униформу ритейлеров

Розничная торговля в Петербурге стала одним из самых стабильных, доходных и активно развивающихся сегментов регионального бизнеса.

<BR><BR>Розничная торговля в Петербурге стала одним из самых стабильных, доходных и активно развивающихся сегментов регионального бизнеса.<BR>Это происходит несмотря на то, что по открытым данным рентабельность торгового бизнеса не превышает 5% (в мировой практике рентабельность менее 15% редко привлекает интерес инвесторов).<BR>В 2001 году товарооборот петербургской розницы значительно увеличился. Основным фактором, повлиявшим на рост товарооборота, стало повышение покупательной способности населения. Расширился средний слой покупателей со среднемесячным доходом более $300, отдача от вложений в торговлю продолжает расти.<BR>Это привело к тому, что западные ритейлеры (retail (англ.) -- "розничная торговля") стали рассматривать российский рынок как перспективный. Прежде всего это коснулось Москвы, а вслед за ней и Петербурга.<BR>Не дожидаясь экспансии западных торговых сетей, московские операторы розничного рынка приступили к реализации как совместных, так и собственных проектов по развитию торговых комплексов на петербургском рынке. Тем самым они расширяют свой бизнес в регионах и страхуют себя от возможных убытков, связанных с ужесточением конкуренции со стороны иностранцев на московском рынке.<BR><BR><B>Теория успеха</B><BR>Торговые предприятия расширяют деятельность по всем направлениям. Основной упор -- на расширение ассортимента товара и открытие новых магазинов.<BR>Однако, по оценкам аналитиков и консультантов, эффективность управления предприятиями торговли остается на очень низком уровне.<BR>Менеджеры и российские собственники фирм еще не ощутили всех трудностей выживания в высококонкурентной среде. Все может измениться, когда на рынок выйдут профессионалы -- представители западных торговых сетей.<BR><B>Известны ключевые факторы, приносящие успех розничному предприятию. Среди них покупательская</B><BR>лояльность, удобство расположения магазина, обоюдовыгодные отношения с поставщиками, выстроенные системы управления и распределения, в том числе информационные. Большое значение имеет постоянное снижение затрат (издержек).<BR>Иными словами, потребителю надо предложить необходимые товары по приемлемой цене, в нужном количестве, в оптимальном месте и в удобное время.<BR><BR><B>Вилка интересов</B><BR><B>Разнообразие ассортимента всегда выгодно для покупателя. Но с точки зрения продавца управлять в этом случае гораздо сложнее. Менеджеры небольших торговых компаний всегда знают, какие товары сегодня поступили, от какого поставщика, какие нужны завтра и</B><BR>т.д. Управление супермаркетом или торговым домом, где различные функции распределены по многочисленным подразделениям, на порядок сложнее. Для контроля над сетью требуется недюжинное управленческое мастерство. Чтобы предложить большое количество товарных единиц, розничному торговцу необходимо вложить значительные средства в товарные запасы.<BR>Особую роль начинает играть логистика -- организационный процесс управления материальными потоками от поставщика через распределительную систему компании (склады, транспорт) до продажи покупателю.<BR>В последние годы растущие розничные предприятия города стали активно применять новые эффективные технологии, в том числе снижающие затраты.<BR><BR><B>Игроки на рынке</B><BR>Торговый Петербург сегодня достаточно богат и разнообразен. В команде игроков рынка вакантно лишь место западных розничных операторов.<BR>"Старые" универмаги, расположенные как в центре, так и в престижных районах города, живут пока неплохо. Однако постепенно покупатели привыкают и начинают отдавать предпочтение открывающимся специализированным сетям.<BR>В изменившейся рыночной ситуации универмагам, скорее всего, придется пересмотреть свое место на рынке. Все они имеют существенные минусы. Самые главные -- излишняя растянутость и неудобная поэтажная планировка, что выливается в неэффективное использование площадей.<BR>Иными словами, ветеранам рынка стоит задуматься о переносе центра тяжести в сторону девелоперской деятельности, принеся в жертву обороты по собственно торговым операциям.<BR>Для них есть несколько путей развития. Это может быть комплексная реконструкция для оптимального использования торговых площадей как в собственных интересах, так и для сдачи в аренду. Теоретически для них не закрыт сценарий развития сети, но примеров этому в реальной жизни пока нет.<BR>Если универмаги смогут пройти реконструкцию до выхода крупных торговых операторов на рынок Петербурга, у них появится возможность посадить на свои площади таких операторов в качестве арендаторов.<BR><BR><B>Торговые центры</B><BR>Все большую популярность набирают в Петербурге вновь построенные торговые центры.<BR>Однако большинство из них продолжает придерживаться "ярмарочной" концепции. Сегодняшние центры -- это пока прежде всего здание. Ситуация такова, что спрос на торговые площади огромный, при этом некоторые комплексы даже не дифференцируют арендные ставки в зависимости от расположения внутри комплекса.<BR>"Важно понимать, что торговый центр -- это не здание, а набор качественных торговых операторов, которые собрались вместе ради какой-то идеи, заранее разработанной концепции. Набор нужных, неслучайных арендаторов, существующих под единым грамотным управлением", -- подчеркивает Борис Юшенков, ритейл-директор петербургского офиса Colliers International.<BR>Строительство таких объектов, как торговый центр "Максидом", стало одной из новых тенденций в торговле. Причем инвестиции в подобные проекты растут вместе с емкостью рынка -- в настоящее время в городе есть два действующих и два строящихся центра этого класса.<BR>Оптовый центр "Лента", строящий бизнес по схеме cash&carry, предполагает увеличить сеть до 10 объектов. Активную роль на рынке играет ЗАО "Адамант", в управлении которого находится несколько вновь построенных комплексов.<BR><BR><B>Сети</B><BR>По-прежнему значителен вклад в товарооборот Петербурга рынков и комплексов мелкорозничной торговли, торгующих ограниченным ассортиментом товаров по низким ценам.<BR>Однако они пользуются все меньшим спросом со стороны мелких оптовиков и потребителей.<BR>Цивилизованной альтернативой становятся продовольственные сети ("Пятерочка", "Дикси" и "Копейка"). Пока петербургские сети -- это некая новая рыночная тенденция, появившаяся не столько под давлением рыночной конъюнктуры, сколько по инициативе отдельных дальновидных инвесторов. В них используются преимущества, которые дает сетевая торговля.<BR>Преимущества заключаются в оптовых централизованных закупках, разумной логистике, позволяющей снижать издержки на одну торговую точку.<BR>В идеале хорошая сеть должна иметь собственный распределительный центр товаров. Продвинутые сети такой центр имеют, за границей такие центры полностью автоматизированы. У некоторых московских сетей, например "Перекрестка", такой центр также есть.<BR>Приступила к строительству своего распределительного центра и петербургская "Пятерочка" -- при существующем количестве магазинов это стало для фирмы жизненной необходимостью.