00:0026 февраля 200200:00
8просмотров
00:0026 февраля 2002
До недавнего времени московский рынок розничной торговли развивался традиционно для российской розницы. Все начало преображаться, когда на столичном рынке появились крупные западные ритейлеры.
<BR><BR>До недавнего времени московский рынок розничной торговли развивался традиционно для российской розницы. Все начало преображаться, когда на столичном рынке появились крупные западные ритейлеры.<BR>Анализ успехов и неудач столичных баронов розницы мог бы помочь петербургским предпринимателям сократить путь к успеху: умным, как известно, пристало учиться на чужих ошибках.<BR><BR><B>Первооткрыватели</B><BR>Московский рынок по-прежнему имеет хороший потенциал для развития. Он насыщен торговыми центрами и крупными сетевыми супермаркетами только на 12-15% от среднеевропейского уровня.<BR>Одним из основных направлений развития московской торговли стало строительство крупных центров. Они учреждались западными компаниями и копировались с западных же образцов.<BR>Шведская торговая компания IKEA была первой, кто построил сеть на территории Московской области (за границей МКАД). Опыт оказался удачным. Положительную роль сыграли очевидные плюсы: территориальная близость к Москве, щадящее налогообложение в области по сравнению со столицей.<BR>Мировая практика строительства коммерческих центров, подобных IKEA, показывает, что размещать их наиболее выгодно именно на городских окраинах.<BR>Второе направление, которое сегодня очень динамично развивается, это сети-дискаунтеры.<BR>Не обошлось в столице и без отрицательного опыта. Например, сеть "Продмак", которая уже несколько раз сменила владельцев, открыла магазины в "спальных" районах Москвы. Однако финансовые результаты оказались неутешительны. Коммерсанты не учли низкую "проходимость" магазинов, потребительские интересы целевой аудитории, закупили неоправданно дорогое оборудование. В итоге получился "ужасный дискаунтер с мраморными полами".<BR><BR><B>Западный интерес</B><BR>Западные компании начали серьезно интересоваться российским рынком (читай -- московским) только после того, как им заинтересовался такой гигант, как Metro AG.<BR>Metro, в свою очередь, пришло только потому, что основная ассортиментная матрица товаров стала производиться на территории России либо стран СНГ. То есть многие иностранные производители брэндов построили здесь свое производство.<BR>В столице активно действует турецкая "Рамэнка" -- оператор одной из крупнейших в настоящее время московских розничных сетей "Рамстор".<BR>Схема работы сети состоит в том, что после строительства торгового центра и комплекса "Рамстор" сам является "якорным" арендатором, открывая супермаркет. Остальные площади при этом сдаются в аренду под рестораны, кинотеатры и так далее.<BR><BR><B>Симметричный ответ</B><BR>Магазины "Седьмой континент" и "Перекресток" можно также назвать сетями.<BR>Они играют заметную роль в Москве, с конца прошлого года владельцы предприняли первые шаги по выходу на петербургский рынок.<BR>В настоящее время в столице наметилась тенденция к объединению и укрупнению российских сетевых предприятий торговли. Это происходит на фоне усиления конкуренции со стороны западных операторов.<BR>Под давлением конкурентов меняются акценты бизнеса в "брэндовых" московских универмагах, таких, как ГУМ и ЦУМ. Эти универмаги видят себя "магазинами для богатых людей".<BR>"На мой взгляд, это абсолютно оправдано с точки зрения маркетинга. Например, ЦУМ в последнее время все больше занимается торговлей и все меньше сдает площади в аренду. Это дает возможность влиять на ассортиментную политику, общую пропускную способность своего универмага", -- считает независимый эксперт по торговле Антон Лаптев. В настоящее время оба универмага проводят реконструкцию.<BR>В свою очередь, честолюбивые петербургские торговцы, заручившись финансовой поддержкой, пытаются покорить рынок Москвы. Так, сеть магазинов "Пятерочка" уже приступила к открытию собственных магазинов в столице.<BR><B>"ДП" благодарит</B><BR><BR><B>За предоставление информации и консультации</B><BR>Бориса Юшенкова, ритейл-директора петербургского представительства компании Colliers International,<BR>а также независимого эксперта по торговле Антона Лаптева.<BR>