00:0025 февраля 200200:00
16просмотров
00:0025 февраля 2002
Со второй половины марта на строительный рынок будет выведена новая торговая марка "Петербургстрой-Skanska". Таков результат приобретения скандинавским концерном Skanska East Europe Oy петербургской компании ОАО "Петербургстрой" (см. "ДП" №24/02, www.dp.r
<BR><BR>Со второй половины марта на строительный рынок будет выведена новая торговая марка "Петербургстрой-Skanska". Таков результат приобретения скандинавским концерном Skanska East Europe Oy петербургской компании ОАО "Петербургстрой" (см. "ДП" №24/02, www.dp.ru). Но это только внешние изменения. Внутренним же переменам, в частности менеджменту, отведен другой срок.<BR><BR>По словам одного из экспертов строительного рынка, пожелавшего остаться неизвестным, покупка международным концерном "Петербургстроя" (сделка вступит в силу во второй половине марта) -- пример редкого цивилизованного способа поглощения на нашем рынке, то есть покупки основного пакета акций у акционеров открытого акционерного общества. По его мнению, на петербургском рынке процесс укрупнения чаще связан с покупкой ЗАО и АОЗТ (такой политики придерживаются "Ленстройреконструкция" и "Ленстройматериалы"). "В случае с ЗАО речь может скорее идти не об усовершенствовании менеджмента приобретаемых компаний, а об избавлении от конкурентов за счет скупки акций у работников. Это малоцивилизованный способ", -- заключает эксперт.<BR>Между тем стратегия концерна Skanska Oy уже несколько лет связана с поглощением местных компаний, занимающих хорошие позиции. "Компаниям со 100%-ным западным капиталом трудно работать на локальных рынках", -- комментирует генеральный директор ОАО "Петербургстрой" Виталий Вотолевский.<BR>Хотя в данном случае выбор скандинавов выглядит несколько странным. Компания "Петербургстрой" преимущественно выполняет девелоперские функции, у нее практически нет производственных мощностей, а выступая в роли заказчика, в 2001 году "Петербургстрой" занял около 4-5% рынка, то есть вошел во вторую десятку застройщиков. Впрочем, как стало известно "ДП", предложения о покупке поступали некоторым петербургским компаниям, в частности "ЛенСпецСМУ", которое отказалось. Кроме того, у "Петербургстроя" есть важное преимущество, ценность которого на нашем рынке, вероятно, уже могла оценить иностранная компания. Это влияние.<BR><BR><B>Дело ведут знатоки</B><BR>После покупки "Петербургстроя" концерну Skanska Oy отошли 80% акций, такое соотношение сил продолжится и в дочерних компаниях "Петербургстроя". По словам Виталия Вотолевского, если раньше "Петербургстрой" владел разными долями акций, начиная от 51%, то постепенно эта доля во всех компаниях достигнет 80%. "Это позволит сделать управление ресурсами и, в частности, денежными потоками более централизованным", -- говорит Вотолевский.<BR>Сам Вотолевский вошел в состав акционеров новой компании, но раскрывать, кто кроме него с российской стороны стал акционером, не пожелал. Правда, при этом уточнил, что Виктора Локтионова (и.о. генерального директора ФГУП "Ленгидроэнергоспецстрой"), с которым его связывают давние дружеские и деловые связи, среди владельцев нет (кстати сказать, Локтионов вышел из совета директоров "Петербургстроя" осенью прошлого года), хотя сотрудничество с ним, возможно, будет продолжено.<BR><BR><B>Сам себе режиссер</B><BR>Некоторые изменения претерпит структура холдинга. Как объяснил Вотолевский, планируется четкое разделение между акционерами и советом директоров, в котором от Skanska Oy будет четыре человека, а от "Петербургстроя" -- Вотолевский. "Пакетное соглашение предусматривает, что акционеры должны выполнять все, что постановил совет директоров. Это большое преимущество: фактически то, что решит Skanska Oy, ей же и придется выполнять", -- считает Виталий Вотолевский. Прежде всего это касается финансирования, предоставления кредитов по западным ставкам, новых технологий, привлеченных к строительству жилья, и так далее.<BR>Меняется и структура планирования компании, одним из условий сделки было составление бизнес-плана на 5 лет, на который "Петербургстрою" пришлось бросить много сил. Сейчас он детализируется. Блок маркетинга и продаж отойдет к "Петербургстрою", хотя весь 2002 год от имени "Петербургстроя" ее дочерняя фирма "Магазин квартир" еще будет иметь полномочия заключать договоры. По словам Вотолевского, новая компании будет активно развивать структуру генерального подрядчика, в связи с чем в этом году будут формироваться менеджмент этого направления и привлекаться специалисты со стороны.<BR>Внутри дочерних компаний, как уточнил Александр Гришин, генеральный директор одной из них -- ЗАО "VMB-Траст", изменений пока нет, переговоры еще только планируются. "Вряд ли в менеджменте нашей компании что-то изменится, перестановок тоже, скорее всего, не будет. Компания независима, в том смысле, что никаких инвестиций от головной компании -- "Петербургстроя" не получает. Но конечно же было бы удачно, если бы компанию Skanska Oy привлекли наши проекты".<BR>Вотолевский уточнил, что со всеми генеральными директорами компаний заключены долгосрочные договоры, а на кадровые изменения Skanska Oy влиять не будет. "Компания должна остаться местной", -- объясняет Вотолевский.<BR><BR>История Skanska Oy<BR>В 1994 году финляндский строительный концерн Haka, задолжав $4 млн "Лентрансгазу", объявляет себя банкротом. Крупнейший в Скандинавии строительный концерн Skanska AB решает, что менеджмент такой опытной компании не должен сидеть без дела, и предлагает 22 руководителям обанкротившейся компании создать новую строительную фирму, специализирующуюся на российском рынке. Результатом этого стало появление Skanska Oy с уставным капиталом FIM22 млн, в которой 30% акций выкупили менеджеры Haka, остальное внес Skanska AB. Таким образом, на российском строительном рынке появилась иностранная компания с чистой репутацией.<BR>Менеджеры новой компании понимали, что залог успешного строительного бизнеса в России -- это "дружба" с властями. И уже в конце 1996 года создается АО "Дом Швеции", акционерами которого кроме правительства Швеции становятся правительство Петербурга и концерн Skanska Oy. Несмотря на то что, как изначально заявляется, налоговые льготы в работе "Дома Швеции" не предусмотрены, губернатор уже через год к пояснительной записке к своему закону о льготах иностранным инвесторам пишет, что налоговые поблажки должны пока коснуться только "Дома Швеции". В том же 1996 году концерн, занимаясь реконструкцией дома на Казанской, 44, сталкивается с еще одной губернаторской милостью: Яковлев разрешает увеличить полезную площадь реконструируемых помещений более чем на 2500 м2.<BR>В феврале 1998 года у Skanska крупный провал. Концерн проигрывает в тендере на строительство Ледового дворца турецкой компании Alarko. Но уже к концу года турецкий генеральный подрядчик неожиданно и без комментариев уходит со стройки Дворца спорта, расчистив место для Skanska Oy. И в ноябре 1998 года ОАО "Дворец спорта" и компания Skanska Oy подписывают договор, согласно которому руководством "стройки века" должна заняться финская компания. Нужно заметить, что одновременно компания работает над другим символическим проектом -- вокзалом РАО "Высокоскоростные магистрали". То есть ямой.<BR>Параллельно Skanska Oy выполняет крупные заказы транснациональных корпораций. В 1997 году компания приступает к строительству фабрику "Ротманс-Нево". В 1998 году начинает подрядные работы по строительству фабрики "Филип Моррис Ижора" и Gilette, а в середине 1999 года заканчивает строительство фабрики по производству жевательной резинки компании Dandy A/S в Новгороде. В начале 2000 года финские строители приступают к новому комплексу таможенного перехода "Светогорск" -- работы впервые финансирует Европейский Союз (EUR6,75 млн).<BR><BR>История ОАО "Петербургстрой"<BR>История накопления влияния компании "Петербургстрой" уходит в отношения Виталия Вотолевского и Виктора Локтионова. К слову сказать, оба -- почти ровесники, повышали квалификацию в одном вузе -- ЛФЭИ им. Вознесенского. <BR>До прихода на должность председателя Комитета по строительству Виктор Локтионов возглавлял компанию "ДСК-3" (которая и стала одним из учредителей "Петербургстроя").<BR>В 1996 году Локтионов становится председателем Комитета по строительству. В 1997 году формируется команда "Петербургстроя". По данным "ДП", в компанию приглашались те, кто имел отношение к Локтионову и Вотолевскому: команда менеджмента и коллектив компании "Петербургстрой" подбирались в основном из ООО "Сбербанк-VMB-Инвест" и Комитета по строительству. В период Локтионова у "Петербургстроя" появляются крупные государственные заказы.<BR>Надо заметить, что еще одним учредителем компании "Петербургстрой" было ОАО КБ "БалтОнэксимБанк" -- банк, близкий к городской администрации.<BR>В мае 2000 года Локтионов уходит со своей должности и возглавляет Управление по строительству защитных сооружений от наводнений ("Морзащита"), которому вместе с функциями заказчика на строительство дамбы губернатор передал и функции строительства кольцевой автодороги. В мае того же года Городская налоговая инспекция проверяет строительную компанию АОЗТ "Концерн VMB" -- другого учредителя "Петербургстроя", чьим генеральным директором Вотолевский был ранее. Налоговики установили, что предприятие скрыло от налогообложения свыше 3 млн рублей путем занижения своей прибыли. К этому начислили штрафы и пени в размере 1,3 млн рублей. Правда, позже было принято решение о рассрочке выплат в течение 10 лет. Придание широкой огласке этого факта в деловых кругах предприниматели объясняли тогда попыткой повлиять на ход назначений в правительство города. На пост председателя Комитета по строительству администрации Петербурга рассматривалась кандидатура Виталия Вотолевского, который мог сменить Локтионова.<BR>В конце 2001 года Локтионов покидает "Морзащиту": финансовые потоки и, соответственно, влияние на работы на дамбе у данной организации значительно сократились. После он становится и.о. генерального директора ФГУП "Ленгидроэнергоспецстрой", заказчика строительных работ на дамбе. В принципе, в силу своей специфики связи с дамбой вряд ли заинтересовали бы "Петербургстрой", но вполне могли войти в число интересов компании Skanska Oy, у которой есть опыт в подобных работах.<BR>