Российские мебельщики догнали Америку

Ситуация на российском рынке мебели для служебных помещений и офисов постепенно меняется в пользу российских производителей: спрос на их продукцию начинает опережать предложение.

<BR><BR>Ситуация на российском рынке мебели для служебных помещений и офисов постепенно меняется в пользу российских производителей: спрос на их продукцию начинает опережать предложение.<BR>В обороте некоторых торговых компаний уже сейчас доля отечественной офисной мебели превышает 50%.<BR>Если раньше большие и богатые фирмы как минимум на 90% оснащали свои офисы столами, стульями, шкафами и тумбами иностранного производства, то сейчас все чаще покупатели выбирают изделия отечественного производства. К мебели отечественного производства относится та, что собрана в России, -- неважно, из импортных комплектующих или из отечественных.<BR>Еще во второй половине 1990-х годов вся офисная мебель, представленная в России, ввозилась из-за границы, а теперешняя доля в 10-15% в общем объеме производства мебели в России выглядит как существенное достижение отечественных мебельщиков.<BR>Этот показатель вполне соответствует мировым стандартам. Крупнейшими производителями офисной мебели в мире считаются США и страны ЕС -- Германия, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды и Испания. На долю офисной мебели в этих странах приходится около 15% от объема производства мебели в целом.<BR><BR><B>Все идет на пользу</B><BR>Емкость российского рынка офисной мебели оценивается в $150-250 млн в год, а положительная динамика в ближайшие 2 года составит 17-21%. <BR>Результат финансово-хозяйственной деятельности мебельных предприятий зависит от состояния национальной экономики и уровня деловой активности в важнейших ее сферах.<BR>Так, в начале 1990-х годов рынок офисной мебели вступил в фазу подъема: новые банки и компании появлялись как грибы. Торговцы офисной мебелью получали баснословные доходы, зарабатывая на желании предпринимателей выделиться на общем фоне. Этот процесс оказался достаточно долгим.<BR>Очередь желающих купить стеллажи, столы и стулья исчезла в 1998 году: из-за кризиса многие офисы закрылись. И почти до конца 2000 года спрос на мебель не рос. А когда начал расти, мебельщики увидели не прежних новых русских, заказывающих престижные дорогие кабинеты, а предпринимателей, считающих каждую копейку. Вот именно в этот момент у торговцев мебелью появился живой интерес к отечественным производителям.<BR><BR><B>Перспективы рынка</B><BR>Современную мебель выпускают несколько отечественных фабрик. Большая часть их продукции относится к среднему классу и по эксплуатационным характеристикам ничуть не хуже импортных изделий. Что и неудивительно: производственные линии и комплектующие поставляются, как правило, из-за рубежа.<BR>Один из главных факторов, влияющих на рост рынка офисной мебели, -- появление новых фирм. Показатель этот в последние 2 года стабилизировался, и перспектив резкого увеличения количества фирм в России никто не предсказывает, поэтому резкого скачка спроса мебельщики не ожидают.<BR>Зато они рассчитывают на то, что существующий бизнес будет расширяться и укрупняться, это и обеспечит прирост объема продаж. Ведь фирма, набирающая вес на рынке, начинает покупать не только больше столов и стульев для оборудования рабочих мест, но и тратит на это больше денег.<BR>Помимо этого мебельщики надеются на более интенсивное обновление столов, стульев и шкафов в государственных структурах. И, хотя армия бюджетных покупателей самая многочисленная в Петербурге, она обладает одним существенным недостатком -- бюджетный покупатель прежде всего смотрит на цену, а уже потом на все остальное.<BR><BR><B>Стул персонала</B><BR>дешевле...<BR>Самая продаваемая в 2001-2002 году офисная мебель -- это рабочие места для персонала -- стол, кресло, тумба, шкафчик. На оборудование одного такого места средняя петербургская фирма тратит $250-350. В этот диапазон попадает недорогая импортная продукция.<BR>Можно на мебель для сотрудников потратить и меньше денег -- от $70 на человека. Но покупать уже придется дешевую мебель отечественного производства. Качество изделий по такой цене оставляет желать лучшего: они быстро выходят из строя. Частая смена столов и стульев наводит на мысль, что лучше покупать товар подороже, но делать это реже. Спрос на дешевую офисную мебель со стороны коммерческих фирм стремительно падает уже в течение последних 1,5 лет, отмечают маркетологи.<BR>Цены на мебель среднего класса выше раза в 2, а срок ее службы исчисляется не месяцами, как дешевой мебели, а годами. Например, стол: его столешница изготовляется из прочной ДСП, защищенной сверху ламинированным покрытием. Обычно используют меламин или ламинат. Они предохраняют мебель от воздействия влаги. Такое покрытие не царапается и не истирается. В качестве покрытия столешницы используется также и пластик.<BR>Плита, покрытая бумажным шпоном с декоративным рисунком, значительно дешевле, но по своим характеристикам уступает ламинированной. При попадании влаги она обычно деформируется.<BR><BR><B>...чем стул руководителя</B><BR>Отличие мебели в кабинетах руководителей от "уголков" персонала -- размах и представительность. Только стол начальника может занимать по площади полкабинета, не говоря уже о габаритах кресла.<BR>Спрос на мебель для руководителей существенно ниже. Но стоимость оснащения кабинета директора, как правило, обходится в сумму не менее $1,5 тысячи. Такое рабочее место включает в себя несколько элементов: письменный стол, компьютерный стол, брифинг-приставку для приема клиентов, тумбу, несколько шкафов и рабочее кресло.<BR>Как правило, представленная на рынке мебель для директоров -- импортного производства. Чаще всего итальянская, германская, голландская или польская продукция отличается не только безупречным технологическим исполнением, но и оригинальным дизайном.<BR>Европейские изделия эргономичны, шире гамма расцветок, больше аксессуаров. В последнее время активно продвигают на российский рынок свою продукцию Китай, Тайвань и Сингапур.<BR>Эксклюзивные модели приобретают немногие. Основная масса покупателей такой мебели работает в Москве, даже если прописана в Петербурге.<BR><BR><B>Ценовая политика</B><BR>В последнее время отечественные производители стараются устанавливать цены, привлекающие массового потребителя, и при этом не снижать качества изделия. Это достигается в немалой степени за счет экономии на материалах. Так, например, из ламинированных плит могут изготавливаться только лицевые стороны шкафов и столов. В тумбы могут не врезать центральный замок. Внешне это не заметно, а разница в цене существенная -- от 10%.<BR><BR><B>Есть свободные ниши</B><BR>По мнению маркетологов, на рынке офисной мебели как Петербурга, так и России в целом еще достаточно места. Особенно в сегменте мебели для руководителей. Поэтому те, кто рискнет начать ее производство, имеют неплохие шансы на успех.<BR>Тем более что государство оказывает на производителей меньшее давление, чем на импортеров. Чтобы создать мебельное производство, достаточно зарегистрироваться в качестве участника предпринимательской деятельности без образования юридического лица или в качестве коммерческой организации. Для производства мебели лицензия не требуется.<BR>Можно даже станки не закупать, достаточно иметь инструменты для сборки мебели. Именно так многие предприниматели в России и построили свой бизнес: необходимые элементы ввозятся в Россию из-за рубежа и здесь принимают форму стула, дивана, шкафа.<BR>Один из сложных вопросов в этом бизнесе, с точки зрения организации, -- найти подходящее по площади помещение для сборочного производства. Помещение должно быть нежилым и соответствовать нормам санэпидемнадзора, пожарной безопасности, технадзора, энергонадзора и т.д.<BR><BR><B>Практичная простота</B><BR>Помимо сугубо экономических факторов на развитие рынка офисной мебели сильно влияет научно-технический прогресс.<BR>По мнению большинства маркетологов, необычное дизайнерское решение ценится покупателями в этом сегменте рынка гораздо ниже, чем, например, доступная цена и современная технология производства.<BR>Современная офисная мебель представляет собой скорее сложные приборы, дополняющие компьютерную технику и прочую электронику, а не просто предметы обихода. При этом мебель офиса должна отвечать характеру деятельности компании.<BR><BR><B>Мнение участников</B><BR>Любовь Дубова,<BR><B>менеджер</B><BR><B>по маркетингу и рекламе</B><BR>ООО "Балтмебель":<BR>"Несколько лет мы торговали практически только импортной мебелью для дома и офиса (за исключением отечественных кресел и стульев) и лишь полгода назад начали активно продвигать на петербургский рынок мебель российских производителей. Преимущество отечественной мебели в том, что ее качество сопоставимо с импортными аналогами, а цена значительно ниже. Но далеко не все мебельные фабрики России могут предложить покупателю достаточно эстетичную и качественную мебель, поэтому импортная продукция среднего ценового диапазона в ближайшее время вряд ли будет вытеснена с рынка отечественными производителями.<BR>Мы надеемся, что в этом году рост экономики России продолжится, а вместе с ним увеличится объем продаж мебели для населения, государственных и частных структур. Что касается развития самой компании "Балтмебель", в прошлом году мы стали активно работать на региональном рынке, а также начали привлекать новых дилеров в Петербурге".<BR><BR>Юрий Саркисян,<BR><B>председатель</B><BR><B>совета директоров</B><BR>АООТ МКО "Севзапмебель":<BR>"Этот год для продаж благоприятный. Спрос на мебель растет: строятся новые бизнес-центры, и сейчас, как правило, они сразу же оснащаются мебелью. Многие организации переоборудуются, особенно государственные. От бюджетных покупателей мы получаем более 50% доходов от реализации офисной мебели. По нашим оценкам, в текущем году мы сможем продать офисной мебели в 2 раза больше, чем в прошлом".<BR><BR>Владимир Синицын,<BR><B>коммерческий директор ЗАО "Первая мебельная</B><BR>фабрика":<BR>"Специфика нашей деятельности в том, что мы производим офисную мебель под заказ, поэтому сказать, как изменится спрос, сложно. Существует прямая связь между динамикой производства офисной мебели и динамикой макроэкономических показателей в стране. Исходя из этого мы планируем рост производства.<BR>Большой интерес вызывают серьезные кабинеты, на рынке представлена в основном импортная продукция. Но наше преимущество в том, что мы делаем мебель исходя из специфики каждого конкретного клиента".<BR><BR>