00:0015 февраля 200200:00
69просмотров
00:0015 февраля 2002
Любая старушка сегодня смело шагает в лифт. О ее безопасности ровно 150 лет назад позаботился американец Элайша Грейвс Отис. Он выдумал первый в мире "безопасный лифт", который не падал, даже если обрывались все тросы.
Любая старушка сегодня смело шагает в лифт. О ее безопасности ровно 150 лет
назад позаботился американец Элайша Грейвс Отис. Он выдумал первый в мире
"безопасный лифт", который не падал, даже если обрывались все тросы.
Лифты и подъемные механизмы существовали и до изобретения Отиса, однако именно
он первый наладил массовое производство этой полезной конструкции и заработал
состояние на нежелании населения Земли подниматься и спускаться по лестнице
своим ходом. Сегодня каждый день все лифты планеты перевозят треть населения
Земли.
Лифтеры -- ослы
Раньше то, что сейчас называется лифтом, использовалось отнюдь не в целях
подъема граждан на неведомые высоты. В те времена и высот-то особых не было.
Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне
использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали
каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров.
Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который
погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла
собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни
в столовую.
Приблизительно с 80 года н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в
Риме поднимали гладиаторов и диких животных.
В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на
верхние этажи зданий. Это были весьма дорогие приспособления, поэтому их могли
себе позволить только монархи, дворяне и церковнослужители. Так, в 1203 году в
аббатстве на французском побережье был установлен лифт, приводимый в движение
ослами.
Считается, что первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во
дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция,
приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33-летний
король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше.
Все эти агрегаты, которые сегодня мы называем простым словом "лифт",
изготавливались на заказ канувшими в Лету мастерами-самоделкиными. Ни один из
них не ставил перед собой цели заработать на их производстве. Первые попытки
обогатиться за счет технологии подъема грузов предпринял один из владельцев
американских угольных шахт.
В 1800 году этот американец представил первый паровой лифт, работающий без
использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в
лифтостроении он совершил в корыстных целях: чтобы ускорить процесс подъема
каменного угля из своей шахты. 35 лет спустя паровой лифт был задействован при
перевозке грузов на одной из фабрик в Англии.
В 1845 году Вильям Томпсон, большой любитель всевозможных изобретений и автор
пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо
совершеннее парового.
Однако все попытки широкого распространения лифтового хозяйства и внедрения его
в процесс перевозки людей наталкивались на несовершенство конструкции --
существовавшие механизмы были крайне ненадежны.
Лифтер -- Отис
Кардинальные изменения предложил скромный 42-летний инженер Элайша Грейвс Отис.
"Лифтер" всех времен и народов родился 3 августа 1811 года в городке Халифакс,
США. Его семья эмигрировала в Америку из Англии в 1635 году. Элайша был младшим
ребенком из шести детей в семье фермера. В 19 лет юноша переехал в город Трой,
рассчитывая заработать денег на различных стройках. Однако слабое
здоровье "бросило" его в другую сферу деятельности -- в перевозочный бизнес.
В 1838 году доходы от перевозок позволили Отису купить небольшой участок,
построить дом и мукомольную мельницу.
Однако мельница не приносила прибыли, и будущий предприимчивый "лифтер" с легким
сердцем переоборудовал ее в лесопильную мастерскую, в которой он намеревался
производить вагоны и экипажи.
Метания из бизнеса в бизнес привели к тому, что в 1845 году Отис бросил
насиженное гнездышко и переехал в город Олбани, где устроился на работу старшим
механиком на фабрику по производству кроватей. За 3 года "батрачества" он
придумал несколько механизмов, которые, правда, не дошли до наших дней.
В 1852 году фабрика, где работал Элайша Отис, начала строительство нового
здания, и ему было поручено сконструировать подъемник для доставки досок на
второй этаж.
Это задание и стало счастливой случайностью, которая решила всю дальнейшую
судьбу лифтостроения. Неутомимый инженер пропустил трос подъемника через плоскую
пружину, а по бокам поднимающейся платформы установил зубчатые рельсы. В случае
обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах
рельсов, предотвращая падение.
Изобретение Отиса сразу же привлекло внимание фабрикантов, и возрождающийся
предприниматель получил заказы на изготовление трех лифтов. Элайша запатентовал
свое изобретение в 1857 году и открыл магазин по продаже лифтов.
Первоначальные вложения господина Отиса в собственный лифтовый бизнес были более
чем скромные. При пересчете на современные доллары его бухгалтерская книга на 3
декабря 1853 года показывает следующее:
-- один токарный станок, бывший в употреблении, -- $50,00;
-- две банки с маслом -- $1,50;
-- один письменный стол -- $12,00;
-- одна маленькая рабочая скамейка -- $12,00;
-- железо, стекло и т.п. -- $47,96;
-- Бухгалтерская книга и бумага -- $1,25.
Итого: $122,71.
Несмотря на интерес публики, дело поначалу не пошло. Прибыль от магазина за
первый год составила $900. Городок был небольшой, и трех лифтов на фабрике было
вполне достаточно, чтобы покрыть все потребности муниципалитета.
Отису было мучительно больно оттого, что о его чудо-изобретении почти никто не
знает. На старых лифтах очень часто рвались тросы, и компании платили двойную
цену рабочим, соглашавшимся работать в таких суровых условиях.
В 1854 году, на Международной выставке в Нью-Йорке, Отис решил показать свое
изделие в деле. При всем честном народе он поднялся на своем безопасном лифте,
загруженном тяжелыми ящиками и бочками, на высоту 4-го этажа здания Кристал
Палас. Затем изумленная публика услышала, как Отис приказал своим помощникам
обрубить тросы. Лифт резко пошел вниз, но через секунду остановился,
поддерживаемый безопасным механизмом. "Безопасно, господа! Абсолютно безопасно!"
-- галантно раскланялся Отис с высоты своего изобретения.
Молва быстро разнесла весть о новом механизме. Благодаря этому Отис начал
продавать по одному лифту в месяц, каждый из которых стоил около $250.
Вскоре нью-йоркский коммерсант Хоугаут попросил изобретателя установить его
подъемник в своем пятиэтажном магазине фарфора и стеклянной посуды. В
последующие несколько лет Отис оборудовал лифтами все платежеспособные гостиницы
и магазины в крупных городах Америки.
В компании с лучшими
Компания Otis появилась только в 1853 году.
Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за
производство безопасных лифтов.
В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою
одноименную фирму, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок
лифтов и эскалаторов. Несмотря на усовершенствованную с годами конструкцию,
принцип работы современных лифтов ничем не отличается от "дедушек" времен Элайши
Грейвса Отиса.
В России подобие лифтов было уже при Петре I. Неизвестный умелец, например,
установил в Петергофе обеденный стол, который курсировал между первым и вторым
этажами.
Сегодня в Петербурге свои представительства имеют все мировые производители этих
подъемных механизмов: Schindler, Kone и Otis.
Кроме того, компания "Стилкон" производит лифты по российским технологиям.
