Лифт поднялся до бизнеса, когда перестал падать

Любая старушка сегодня смело шагает в лифт. О ее безопасности ровно 150 лет назад позаботился американец Элайша Грейвс Отис. Он выдумал первый в мире "безопасный лифт", который не падал, даже если обрывались все тросы.

Любая старушка сегодня смело шагает в лифт. О ее безопасности ровно 150 лет назад позаботился американец Элайша Грейвс Отис. Он выдумал первый в мире "безопасный лифт", который не падал, даже если обрывались все тросы. Лифты и подъемные механизмы существовали и до изобретения Отиса, однако именно он первый наладил массовое производство этой полезной конструкции и заработал состояние на нежелании населения Земли подниматься и спускаться по лестнице своим ходом. Сегодня каждый день все лифты планеты перевозят треть населения Земли.
Лифтеры -- ослы Раньше то, что сейчас называется лифтом, использовалось отнюдь не в целях подъема граждан на неведомые высоты. В те времена и высот-то особых не было. Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров. Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 года н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных. В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Это были весьма дорогие приспособления, поэтому их могли себе позволить только монархи, дворяне и церковнослужители. Так, в 1203 году в аббатстве на французском побережье был установлен лифт, приводимый в движение ослами. Считается, что первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33-летний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше. Все эти агрегаты, которые сегодня мы называем простым словом "лифт", изготавливались на заказ канувшими в Лету мастерами-самоделкиными. Ни один из них не ставил перед собой цели заработать на их производстве. Первые попытки обогатиться за счет технологии подъема грузов предпринял один из владельцев американских угольных шахт. В 1800 году этот американец представил первый паровой лифт, работающий без использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в лифтостроении он совершил в корыстных целях: чтобы ускорить процесс подъема каменного угля из своей шахты. 35 лет спустя паровой лифт был задействован при перевозке грузов на одной из фабрик в Англии. В 1845 году Вильям Томпсон, большой любитель всевозможных изобретений и автор пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо совершеннее парового. Однако все попытки широкого распространения лифтового хозяйства и внедрения его в процесс перевозки людей наталкивались на несовершенство конструкции -- существовавшие механизмы были крайне ненадежны.
Лифтер -- Отис Кардинальные изменения предложил скромный 42-летний инженер Элайша Грейвс Отис. "Лифтер" всех времен и народов родился 3 августа 1811 года в городке Халифакс, США. Его семья эмигрировала в Америку из Англии в 1635 году. Элайша был младшим ребенком из шести детей в семье фермера. В 19 лет юноша переехал в город Трой, рассчитывая заработать денег на различных стройках. Однако слабое здоровье "бросило" его в другую сферу деятельности -- в перевозочный бизнес. В 1838 году доходы от перевозок позволили Отису купить небольшой участок, построить дом и мукомольную мельницу. Однако мельница не приносила прибыли, и будущий предприимчивый "лифтер" с легким сердцем переоборудовал ее в лесопильную мастерскую, в которой он намеревался производить вагоны и экипажи. Метания из бизнеса в бизнес привели к тому, что в 1845 году Отис бросил насиженное гнездышко и переехал в город Олбани, где устроился на работу старшим механиком на фабрику по производству кроватей. За 3 года "батрачества" он придумал несколько механизмов, которые, правда, не дошли до наших дней. В 1852 году фабрика, где работал Элайша Отис, начала строительство нового здания, и ему было поручено сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж. Это задание и стало счастливой случайностью, которая решила всю дальнейшую судьбу лифтостроения. Неутомимый инженер пропустил трос подъемника через плоскую пружину, а по бокам поднимающейся платформы установил зубчатые рельсы. В случае обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение. Изобретение Отиса сразу же привлекло внимание фабрикантов, и возрождающийся предприниматель получил заказы на изготовление трех лифтов. Элайша запатентовал свое изобретение в 1857 году и открыл магазин по продаже лифтов. Первоначальные вложения господина Отиса в собственный лифтовый бизнес были более чем скромные. При пересчете на современные доллары его бухгалтерская книга на 3 декабря 1853 года показывает следующее: -- один токарный станок, бывший в употреблении, -- $50,00; -- две банки с маслом -- $1,50; -- один письменный стол -- $12,00; -- одна маленькая рабочая скамейка -- $12,00; -- железо, стекло и т.п. -- $47,96; -- Бухгалтерская книга и бумага -- $1,25. Итого: $122,71. Несмотря на интерес публики, дело поначалу не пошло. Прибыль от магазина за первый год составила $900. Городок был небольшой, и трех лифтов на фабрике было вполне достаточно, чтобы покрыть все потребности муниципалитета. Отису было мучительно больно оттого, что о его чудо-изобретении почти никто не знает. На старых лифтах очень часто рвались тросы, и компании платили двойную цену рабочим, соглашавшимся работать в таких суровых условиях. В 1854 году, на Международной выставке в Нью-Йорке, Отис решил показать свое изделие в деле. При всем честном народе он поднялся на своем безопасном лифте, загруженном тяжелыми ящиками и бочками, на высоту 4-го этажа здания Кристал Палас. Затем изумленная публика услышала, как Отис приказал своим помощникам обрубить тросы. Лифт резко пошел вниз, но через секунду остановился, поддерживаемый безопасным механизмом. "Безопасно, господа! Абсолютно безопасно!" -- галантно раскланялся Отис с высоты своего изобретения. Молва быстро разнесла весть о новом механизме. Благодаря этому Отис начал продавать по одному лифту в месяц, каждый из которых стоил около $250. Вскоре нью-йоркский коммерсант Хоугаут попросил изобретателя установить его подъемник в своем пятиэтажном магазине фарфора и стеклянной посуды. В последующие несколько лет Отис оборудовал лифтами все платежеспособные гостиницы и магазины в крупных городах Америки.
В компании с лучшими Компания Otis появилась только в 1853 году. Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за производство безопасных лифтов. В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок лифтов и эскалаторов. Несмотря на усовершенствованную с годами конструкцию, принцип работы современных лифтов ничем не отличается от "дедушек" времен Элайши Грейвса Отиса. В России подобие лифтов было уже при Петре I. Неизвестный умелец, например, установил в Петергофе обеденный стол, который курсировал между первым и вторым этажами. Сегодня в Петербурге свои представительства имеют все мировые производители этих подъемных механизмов: Schindler, Kone и Otis. Кроме того, компания "Стилкон" производит лифты по российским технологиям.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.