Веник в бане -- всему бизнесу голова

Банный веник -- русский национальный продукт, стабильный спрос на который сравним разве что с потреблением таких стратегических товаров, как водка или соль.

<BR><BR>Банный веник -- русский национальный продукт, стабильный спрос на который сравним разве что с потреблением таких стратегических товаров, как водка или соль.<BR>Срок службы одного веника -- две-три банные процедуры, поэтому покупатели у этого товара первой парильной необходимости будут всегда.<BR>По оценкам участников рынка, с учетом всех бань, саун и супермаркетов Петербурга, в которых продаются веники, в банные дни, то есть за пятницу, субботу и воскресенье, в городе реализуется более 20 тысяч единиц этой душистой продукции. Исходя из этого, годовой оборот петербургского "веничного" рынка можно оценить более чем в $1 млн.<BR><BR><B>У каждого свой шесток</B><BR>Основными игроками на рынке банных веников являются бабушки и дедушки, которые торгуют у петербургских бань собственной продукцией. Считается, что в "банные дни" у каждой бани продается до 300-500 веников. Всего в Петербурге около 40 банных заведений.<BR>Некоторые из предприимчивых пожилых людей не продают веники сами, а сдают их по сходной цене в лесничества или небольшие посреднические фирмы. Эти компании, в свою очередь, поставляют березовый товар в ларьки и магазинчики, которые есть практически при каждой петербургской бане. Каждый банный день одной такой торговой точке удается продать 100-150 веников.<BR>Цена на веники в прибанных палатках колеблется от 20 до 50 рублей. Частники сдают свою продукцию по оптовой цене -- 10-15 рублей.<BR>"В основном поставщиками являются одни и те же частные лица. С ними работать выгоднее, чем с лесничествами. Среди частников существует конкуренция, так что им можно диктовать условия, чтобы веник был, например, упакован в целлофан. В случае с лесничествами все гораздо сложнее -- приезжает машина, наполовину груженная вениками, сгружает все валом, а в итоге две трети товара приходится выбрасывать", -- объясняет один из администраторов "Круглых бань", не пожелавший назвать свою фамилию.<BR>Кроме частников вениками в Петербурге занимаются три-четыре фирмы. Правда, для большинства из них это побочный и зачастую посреднический вид деятельности.<BR>"Мы таким образом увеличиваем ассортимент своей продукции. Веники закупаем у лесничества, а затем реализуем через супермаркеты. Хотя со сбытом постоянно возникают проблемы -- за месяц удается продать только несколько десятков веников", -- жалуется коммерческий директор ООО "Пикник" Валерий Носов.<BR>Около года назад ООО "Троица" стало продвигать на рынке элитные березовые веники собственного производства, в основном продаются они в больших супермаркетах и магазинах. В среднем компания подобного уровня может заготовить в сезон порядка 60 тысяч веников.<BR><BR><B>Ценный продукт</B><BR>Рентабельность "веничного" бизнеса высока -- по разным оценкам, она не ниже 30%. Для частников она и того выше: им приходится тратиться разве что на билет на электричку. Промышленные заготовители, для которых веник -- это целая наука, тратят больше, ведь сырье им приходится собирать в лесах российской глубинки. Кроме того, у каждого есть офис, производственные площади, склады.<BR>Алексей Апухтин, генеральный директор ООО "Троица", рассказывает, что, прежде чем заняться производством, он долго собирал информацию о технике вязания веников, ездил по русским деревням, разговаривал с мужиками.<BR>Сегодня у компании есть склад, где хранятся заготовленные летом веники. Запах на нем потрясающий. Большое помещение без окон уставлено стеллажами, на которых на определенном расстоянии друг от друга лежат тысячи веников, завернутых в зеленую бумагу, придающую им нужную форму. Покупательский спрос на веники повышается зимой, когда жарко натопленная баня становится мечтой, а наломать свежих березовых, дубовых, можжевеловых и прочих веток негде. Летом каждый может сделать веник сам -- благо, сырья вокруг в изобилии. Поэтому в теплое время года производители в основном работают на склад.<BR><BR><B>Белая береза под чужим</B><BR><B>окном</B><BR>Петербургские веники, как правило, вяжут из березовых веток. Правда, в городских супермаркетах встречаются и "московские" банные изделия из дубовых веточек. Однако большим спросом они не пользуются.<BR>"По традиции, березовый веник в Петербурге более популярен. На три березовых продается лишь один дубовый", -- рассказывает Алексей Апухтин.<BR>В Ленинградской области дубы практически не растут. В Лужской и Новгородской областях, где эти деревья можно обнаружить, они не подходят для изготовления веника, поскольку их ветви слишком коротки и разлаписты. За сырьем для дубовых веников, по мнению специалистов, нужно ехать в Воронежскую область.<BR>Впрочем, за подходящими березами под Петербургом тоже надо поохотиться, поскольку далеко не каждая годится для хорошего веника. Больше всего для банного товара подходят березы-"виселки" с живописно свисающими ветвями. Березы-"девочки", то есть те, у которых появляются "сережки", лучше не трогать. Качественные веники получаются только из берез-"мальчиков". Деревья, растущие на болотах, тоже никуда не годятся: листья попросту опадут и веник превратится в пучок розог.<BR>Заготовка сырья начинается сразу после Троицы и длится около 2,5 месяца. Самые элитные веники получаются из материала, собранного в течение 3 дней во время празднования дня Ивана Купалы. Сбор сырья, как правило, происходит до выпадения росы, желательно в сухую погоду.<BR>Ветви для веников используют не слишком молодые и не слишком старые, то есть не с макушки и не снизу дерева.<BR>Листья не должны быть клейкими, иначе при просушке они свернутся в трубочку. Сушат ветки не под прямыми солнечными лучами при определенной температуре и влажности.<BR>Один человек способен за день собрать сырья на 50-70 веников. Самым проворным компаниям удается в сезон срезать веток на 100 тысяч веников. Правда, такое количество банных изделий фирмам удается реализовать, если они работают не только на Петербург. Некоторые местные производители поставляют свою продукцию в другие города России и за границу. "В прошлом году мы отправили в Скандинавию небольшую партию березовых и дубовых веников. Сейчас ждем большего заказа", -- сообщил Валерий Носов.<BR>ООО "Троица" поставило крупную партию веников в Америку. "Сначала наш веник каким-то образом попал к русскому эмигранту. Ему понравилось, он позвонил нам и заказал крупную партию: оказалось, что он держит в США сеть русских бань. Так что сейчас в Америке парятся петербургскими веничками", -- доволен Алексей Апухтин.<BR>Кроме того, петербургские веники с восторгом приобретают финны, прибалты и корейцы. Березовые и дубовые веники вполне могут стать и "сувенирами из России", одна петербургская туристическая фирма уже использовала их в качестве презента своим клиентам на новый 2002 год.