Японская технология буксует на российских просторах

Из множества концепций транспортной логистики наиболее известен метод "точно в срок" (Just-in-time, JIT). Об успехах этой концепции в России говорить преждевременно.

<BR><BR>Из множества концепций транспортной логистики наиболее известен метод "точно в срок" (Just-in-time, JIT). Об успехах этой концепции в России говорить преждевременно.<BR>Концепция JIT родилась в Японии на автомобильных заводах из-за того, что производители не могли содержать запасы комплектующих. Суть концепции проста. Предприятие поддерживает минимально необходимые запасы сырья и комплектующих, иногда их хватает всего на несколько дней или часов бесперебойной работы. Дальнейшие поставки от своих партнеров и отгрузку готовой продукции компания организует с точностью до минуты.<BR>В результате снижаются затраты на содержание складов, сокращается штат необходимого для их обслуживания персонала. <BR><B>Русский путь</B><BR>В СССР метод JIT был известен, но не применялся. В традициях советской промышленности запасы сырья служили буфером, который защищал производителя от нестабильности поставок.<BR>В последние годы желающих перейти на систему JIT было немного. Обычно компании поддерживают три категории запасов: сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Склады по-прежнему играют роль буфера.<BR>"Применительно к российским условиям о внедрении концепции JIT говорить не приходится, -- считает начальник отдела логистики ЗАО "NEC Нева" Вячеслав Харламов. -- Играют роль огромные расстояния, состояние дорог, непредсказуемость власти и особенности таможенного оформления. Машина на таможне может стоять и 2 дня, а может и 1-2 недели. Таможенное оформление нашего оборудования может растянуться настолько, что исчезает всякая возможность выстроить логистическую цепочку, согласованную по времени".<BR><BR><B>Один в поле воин</B><BR>Среди тех немногих предприятий, которые применяют концепцию JIT, можно назвать ОАО "Петро". С приходом японского инвестора Japan Tobacco International на предприятии стали внедряться японские методы управления. Одну из ключевых ролей в производственном процессе стал играть отдел хранения и транспорта.<BR>На складах производства ОАО "Петро" хранится столько материалов, сколько может "съесть" за смену оборудование. Готовая продукция поступает с конвейера на небольшой склад внутри фабрики. Как только число коробок накапливается для загрузки одной машины, их грузят и отправляют на склад. "Мы на утро планируем отгрузку машин, которые заказывает отдел логистики, а после 14 часов принимаем наших клиентов. Для удобства и равномерности работы складов разработаны графики, которых должны придерживаться клиенты", -- рассказал "ДП" руководитель склада готовой продукции ОАО "Петро" Михаил Малышев.<BR>В наследство от сигаретной фабрики имени Урицкого компания "Петро" получила 13 складов в разных районах города. В результате машины ездили по городу со склада на склад, а поиск и транспортировка продукции занимали много времени. Теперь продукция хранится на двух основных складах -- нетабачных материалов и готовой продукции, которые находятся рядом с фабрикой.<BR>Но даже и на образцово-показательном предприятии концепция JIT, попав в российскую действительность, пробуксовывает. Головной болью остаются отношения с железной дорогой. Когда речь идет о подаче вагонов, о синхронизации можно забыть.<BR><BR>